Может ли перечень оснований для неконкурентной закупки охватывать любые нужды заказчика? Признается ли прямая сделка антиконкурентным соглашением при отсутствии объективных причин для ее заключения? Какие основания для закупки у единственного поставщика не следует включать в положение о закупке? Ответы на данные вопросы представлены в обзоре КонсультантПлюс.
1) Перечень оснований для неконкурентной закупки не должен быть слишком широким.
Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) поддержал решения судов, указав, что в положении о закупке нельзя устанавливать перечень оснований для проведения неконкурентных процедур, который охватывает практически все сферы деятельности заказчика (определение ВС РФ от 20.09.2023 N 304-ЭС23-16836 по делу N А75-16759/2022).
Такой подход может привести к дискриминации и ограничению конкуренции, поскольку позволяет привлекать исполнителей без проведения торгов, независимо от наличия конкурентного рынка. Данный подход также поддерживается Владимирским и Воронежским управлениями Федеральной антимонопольной службы (УФАС).
2) Необоснованное заключение прямой сделки может быть признано антиконкурентным соглашением.
ВС РФ согласился с выводами контролирующих органов о том, что заказчик и его контрагенты осуществили антиконкурентное соглашение (определение ВС РФ от 22.11.2024 N 301-ЭС24-10122 по делу N А38-717/2023). В течение нескольких лет они заключили более 600 прямых договоров, не имея на то объективных оснований.
Суд отметил, что единую сделку искусственно разделили, что нарушило права потенциальных исполнителей и общественные интересы. При этом не были предоставлены доказательства о невозможности проведения конкурентных закупок. Закупки у единственного поставщика допустимы, в частности, в следующих случаях:
- Низкоконкурентный рынок;
- Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС);
- Колебание цен в узком диапазоне;
- Закупка на товарном рынке с преобладанием недобросовестной конкуренции.
В других случаях это может рассматриваться как злоупотребление правом и нарушение антимонопольного законодательства.
3) Основания для закупки у единственного поставщика должны быть четко обоснованы.
Важно, чтобы в положении о закупке были прописаны конкретные и объективные основания для заключения контрактов с единственным поставщиком. Например, такие основания могут включать уникальность товара, услуги или работ, отсутствие альтернативных поставщиков на рынке, необходимость срочного выполнения работ или услуг, а также случаи, когда исполнителем может выступать только определенная организация по причине наличия специальных прав или лицензий.
При этом, основания, которые не следует включать в положение о закупке, могут быть связаны с общими фразами, такими как «по усмотрению заказчика» или «в случае необходимости». Эти формулировки могут привести к неопределенности и правовым рискам, поскольку не обеспечивают прозрачности и обоснованности закупочных процедур.
Таким образом, для обеспечения законности и справедливости в процессе закупок необходимо строго следовать установленным правилам, а также учитывать мнение антимонопольных органов, чтобы избежать возможных санкций и поддерживать конкурентную среду.
Источник: КонсультантПлюс
другие материалы
-
Возможности реализации медицинских изделий после длительного хранения24.10.2024Верховный суд Российской Федерации подтвердил позиции нижестоящих судов относительно статуса товаров, ранее классифицируемых как медицинские изделия (например, аппараты ИВЛ), которые хранятся в Росрезерве
-
Реестр компаний, которые предоставили недостоверную информацию для участия в закупках18.05.2024Федеральная Антимонопольная Служба России опубликовала на своем веб-сайте реестр организаций, которые представили недостоверные данные при участии в государственных закупках. Основные нарушения связаны с подделкой информации в области строительства, где участники манипулируют своим опытом и квалификацией. Они прилагают фальшивые контракты о выполненных работах в своих заявках, что обеспечивает им победу в тендерах и заключение государственных контрактов по завышенной цене. Эти действия нарушают Постановления № 2571 и № 2604
-
Удаление "дублей" в ЕИС28.05.2024Согласно Положению о размещении информации о закупке в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, удаление дублированного договора возможно только по предписанию компетентного органа или судебному решению