Может ли перечень оснований для неконкурентной закупки охватывать любые нужды заказчика? Признается ли прямая сделка антиконкурентным соглашением при отсутствии объективных причин для ее заключения? Какие основания для закупки у единственного поставщика не следует включать в положение о закупке? Ответы на данные вопросы представлены в обзоре КонсультантПлюс.
1) Перечень оснований для неконкурентной закупки не должен быть слишком широким.
Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) поддержал решения судов, указав, что в положении о закупке нельзя устанавливать перечень оснований для проведения неконкурентных процедур, который охватывает практически все сферы деятельности заказчика (определение ВС РФ от 20.09.2023 N 304-ЭС23-16836 по делу N А75-16759/2022).
Такой подход может привести к дискриминации и ограничению конкуренции, поскольку позволяет привлекать исполнителей без проведения торгов, независимо от наличия конкурентного рынка. Данный подход также поддерживается Владимирским и Воронежским управлениями Федеральной антимонопольной службы (УФАС).
2) Необоснованное заключение прямой сделки может быть признано антиконкурентным соглашением.
ВС РФ согласился с выводами контролирующих органов о том, что заказчик и его контрагенты осуществили антиконкурентное соглашение (определение ВС РФ от 22.11.2024 N 301-ЭС24-10122 по делу N А38-717/2023). В течение нескольких лет они заключили более 600 прямых договоров, не имея на то объективных оснований.
Суд отметил, что единую сделку искусственно разделили, что нарушило права потенциальных исполнителей и общественные интересы. При этом не были предоставлены доказательства о невозможности проведения конкурентных закупок. Закупки у единственного поставщика допустимы, в частности, в следующих случаях:
- Низкоконкурентный рынок;
- Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС);
- Колебание цен в узком диапазоне;
- Закупка на товарном рынке с преобладанием недобросовестной конкуренции.
В других случаях это может рассматриваться как злоупотребление правом и нарушение антимонопольного законодательства.
3) Основания для закупки у единственного поставщика должны быть четко обоснованы.
Важно, чтобы в положении о закупке были прописаны конкретные и объективные основания для заключения контрактов с единственным поставщиком. Например, такие основания могут включать уникальность товара, услуги или работ, отсутствие альтернативных поставщиков на рынке, необходимость срочного выполнения работ или услуг, а также случаи, когда исполнителем может выступать только определенная организация по причине наличия специальных прав или лицензий.
При этом, основания, которые не следует включать в положение о закупке, могут быть связаны с общими фразами, такими как «по усмотрению заказчика» или «в случае необходимости». Эти формулировки могут привести к неопределенности и правовым рискам, поскольку не обеспечивают прозрачности и обоснованности закупочных процедур.
Таким образом, для обеспечения законности и справедливости в процессе закупок необходимо строго следовать установленным правилам, а также учитывать мнение антимонопольных органов, чтобы избежать возможных санкций и поддерживать конкурентную среду.
Источник: КонсультантПлюс
другие материалы
-
Правительство внесло изменения в нормативные акты, касающиеся исполнения федерального бюджета06.12.2024Внесены изменения в следующие нормативные акты: - Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 № 1496; - Положение об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2019 № 1846. Изменения касаются специфики исполнения бюджетных обязательств, в том числе в контексте государственных закупок
-
Согласно судебной практике, изменение протокола, составленного при закупке, является незаконным26.02.2024В соответствии с Законом №44-ФЗ, заказчик не имеет права изменять протоколы, составленные в процессе закупки. Также заказчику не предоставляется возможность отменить принятое решение или подписать протокол о рассмотрении вторых частей заявок несколько раз в ходе закупочной процедуры. Однако, при обнаружении ошибок в опубликованных протоколах заказчики могут обратиться в контролирующий орган
-
Обзор практики рассмотрения обращений ФАС за IV квартал 2024 года21.02.2025Заказчик не учёл протокол разногласий, что привело к неприятным последствиям. Победитель тендера выявил ошибки в реквизитах проекта контракта и оформил протокол разногласий. Однако заказчик проигнорировал этот документ, объявив победителя уклонившимся от заключения контракта, и передал информацию контролирующим органам. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не внесла данные в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), так как у победителя отсутствовали намерения уклоняться от подписания контракта