Верховный суд Российской Федерации подтвердил позицию нижестоящих инстанций о том, что начисленная Заказчиком неустойка в размере до 5% от суммы государственного контракта, исполненного с просрочкой, подлежит списанию, независимо от отсутствия подтверждения со стороны Подрядчика. Это обосновано следующими аспектами:
1. Невыполнение Подрядчиком обязательств по учету возникшей задолженности не может рассматриваться как основание для отказа в списании неустойки или предоставлении отсрочки ее уплаты.
2. Отсутствие подписанного сторонами акта сверки неуплаченных штрафных санкций и непризнание Подрядчиком начисленной неустойки не препятствует ее списанию.
3. Обязанность по списанию сумм неустоек (штрафов, пеней) возложена на Заказчика, а не является его правом, согласно постановлению Верховного Суда РФ от 24.04.2018 № 305-ЭС17-23242.
Основные выводы:
- Неустойка рассчитывается по этапам выполнения контракта, а не по его общей стоимости, особенно в случае, если контракт разделен на месяцы или иные периоды.
- Приостановление исполнения контракта (например, на основании дополнительного соглашения) исключает возможность начисления штрафов за указанный период.
- Списание неустоек по постановлению 783-ПП является обязанностью Заказчика, даже если Подрядчик не инициировал запрос на их списание.
- Подписание соглашения о расторжении контракта с формулировкой «претензий не имеем» юридически исключает возможность последующих удержаний.
Документ: Определение ВС РФ от 06.05.2025 г № 308-ЭС25-2615 по делу А32-48921/2023
Документ: Определение Верховного суда РФ от 06 мая 2024 года №308-ЭС25-2615 (2) по делу №А32-48921/2023
Документ: Решение АС Краснодарского края от 13 июня 2024 года по делу № А32-48921/2023
другие материалы
-
Практика декларирования страны происхождения по приказу Минфина №126н22.12.2023Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Томской области официально признало незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы (УФНС) Томской области, связанные с закупкой оригинальных расходных материалов для принтеров торговой марки «КАТЮША» в соответствии с Федеральным законом № 44
-
Подготовка ГУП и МУП к переходу на 44-ФЗ.23.12.2016С началом действия с 1 января 2017 года Закона № 321-ФЗ от 3.07.2016 г. ГУП и МУП ожидает реорганизация закупок и изменения в их планировании.
-
Минпромторг РФ уточнил правила использования единого реестра отечественной радиоэлектронной продукции.08.12.2023Министерство напоминает, что реестровые записи для радиоэлектронной продукции, за исключением телекоммуникационного оборудования, теперь размещаются в новом реестре на официальном сайте ГИСП. Все записи в новом реестре являются актуальными