Верховный суд Российской Федерации разъяснил всем Заказчикам, включая Главное управление МВД по Нижегородской области, соблюдение Постановления Правительства РФ № 783, касающегося списания неустоек. Согласно данному постановлению, Заказчик обязан списать 50% от начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) по государственному контракту в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Правил № 783. Это обязательство возникает при условии, что общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек превышает 5% от цены контракта, но не превышает 20% от указанной цены.
Важно отметить, что обязанность Заказчика по списанию 50% неустойки не зависит от выполнения условия о необходимости уплаты Поставщиком (Подрядчиком, Исполнителем) 50% неуплаченной суммы до окончания текущего финансового года. Поставщик не обязан производить такую оплату для того, чтобы Заказчик смог списать оставшиеся 50% неустойки. В случае, если Заказчик ссылается на неуплату Поставщиком 50% штрафа и пеней, следует учитывать, что фактически Поставщик уже исполнил свои обязательства, уплатив штраф и пени в размере 100% путем удержания их из суммы основного долга. Таким образом, Заказчик имеет обязанность по списанию 50% суммы штрафа и пеней.
Следует подчеркнуть, что списание и рассрочка начисленных Поставщику сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта являются обязанностью государственного (муниципального) заказчика при определенных условиях. Эти меры имеют целью поддержку исполнителей государственных (муниципальных) контрактов. Наличие спора относительно начисленной неустойки не может служить основанием для отказа в списании или предоставлении отсрочки по уплате неустоек, так как такие антикризисные меры направлены на защиту интересов поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам (определение Верховного Суда РФ от 14 августа 2018 г. № 305-ЭС18-5712).
Документ: Определение Верховного суда РФ от 21 апреля 2024 года № 301-ЭС24-23009 по делу №А43-16094/2023
другие материалы
-
Минфин разъяснило порядок учета времени подачи заявок при применении национального режима в государственных закупках10.06.2025Министерство финансов Российской Федерации опубликовало разъяснения по порядку ранжирования заявок в рамках применения национального режима в закупках, регулируемых 44-ФЗ (статья 14)
-
Судом признана недействительной закупка, подрядчику предписано вернуть 25 миллионов рублей23.05.2025Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа подтвердил законность решения о ничтожности контракта, заключённого автономным учреждением без соблюдения требований законодательства о контрактной системе. Несмотря на полное исполнение обязательств по поставке продукции, предприниматель обязан вернуть полученные средства, квалифицируемые как неосновательное обогащение. Спор возник в связи с договором на поставку государственной символики, который был заключён без проведения обязательных конкурентных процедур
-
Закон № 223-ФЗ не предусматривает ответственность за неправильно выбранный код ОКПД212.04.2025В данном случае заказчик осуществил запрос котировок на поставку теплообменников, предусмотрев преимущество для данного товара в соответствии с Постановлением № 1875. Действия заказчика были обжалованы на основании того, что следовало применить ограничение вместо преимущества. Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) признало действия заказчика правомерными, указав на несколько ключевых моментов: 1