В закупочной документации заказчиком установлен перечень банков, гарантии которых принимаются в обеспечение исполнения договора. Однако антимонопольный орган признал данные действия нарушающими часть 1 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ и вынес предписание об устранении нарушения.
Заказчик обжаловал решение и предписание в судебном порядке. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заказчика, отметив, что сформированный перечень банков основывается на обоснованных критериях финансовой устойчивости, платёжеспособности и надёжности, что направлено на защиту законных интересов заказчика и минимизацию финансовых рисков. Кроме того, суды указали, что данное условие не противоречит положению о закупке и не нарушает права участников, поскольку обеспечение может быть внесено также денежными средствами.
Однако кассационная инстанция отменила решения нижестоящих судов и согласилась с выводами Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). В обоснование своей позиции кассация указала, что перечень банков, удовлетворяющих требованиям пункта 1 части 1 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ, формируемый Министерством финансов Российской Федерации, значительно шире перечня, установленного заказчиком. Это создает неравные условия для участников закупки: лица, имеющие гарантии банков из утвержденного заказчиком списка, оказываются в привилегированном положении по сравнению с участниками, чьи гарантии выданы иными банками из перечня Минфина или которые способны внести денежные средства на счёт заказчика, но не могут получить гарантию из ограниченного списка банков.
Кроме того, заказчик не предоставил нормативных или иных обоснований выбора конкретных кредитных организаций, чьи гарантии принимаются, и не подтвердил наличие объективных критериев финансовой устойчивости, платёжеспособности и надёжности выбранных банков.
Учитывая изложенное, действия заказчика признаны неправомерными и противоречащими требованиям законодательства о закупках.
Документ: Постановление АС Московского округа от 24.06.2025 по Делу № А40-155523/2024
Источник: Фабрикант
другие материалы
-
Минфин разъяснил некоторые вопросы уплаты налога на добавленную стоимость поставщиками06.05.2025Министерство финансов Российской Федерации в письме № 03-07-11/39805 от 21 апреля 2025 года предоставило ответ на запрос Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края
-
Статистика жалоб в УФАС в 2023 г.30.01.2024Результаты контрольной деятельности ФАС в сфере закупок за прошедший год оказались следующими: ▪️ Количество жалоб выросло на 14,3% по сравнению с 2022 годом. ▪️ В 42,5% случаев жалобы были признаны обоснованными (в том числе частично). ▪️ Количество плановых и внеплановых проверок сократилось из-за внедрения риск-ориентированного подхода. ▪️ В 45% случаев, после рассмотрения обращений о включении участников закупок в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков), информация была внесена в реестр
-
Изменения, коснувшиеся реестра договоров по 223-ФЗ в 2016 году23.06.2016Размещая информацию в реестре договоров, заказчик теперь должен прикреплять не только сведения о заключенном договоре, но и его копию с подтверждающими документами.