Верховный Суд Российской Федерации подтвердил позицию нижестоящих судов о том, что экспертиза результатов исполнения контракта является неотъемлемой частью процесса приемки поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг заказчиком. В связи с этим порядок проведения экспертизы устанавливается заказчиком в условиях заключенного контракта в рамках государственных и муниципальных закупок.
Экспертиза в контексте закупок представляет собой деятельность, направленную на изучение и оценку предмета экспертизы, а также на подготовку экспертного заключения по вопросам, поставленным заказчиками, в случаях, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Согласно Закону № 44-ФЗ, экспертиза, проведенная в рамках исполнения контракта, рассматривается как часть процедуры приемки, что подразумевает ее осуществление в процессе приемки результатов работы контрагента.
Основные аспекты проведения экспертизы при приемке работ, товаров и услуг по государственному контракту:
1. В Законодательстве № 44-ФЗ отсутствует прямое определение термина «экспертиза». Вместе с тем, в пункте 15 части 1 статьи 3 данного Закона содержится определение понятий «эксперт» и «экспертная организация». Согласно этому определению, эксперт — это физическое или юридическое лицо, обладающее специальными знаниями, опытом и квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, которое осуществляет на основании договора экспертизу и подготовку экспертных заключений по вопросам, заданным заказчиком в рамках законодательства о контрактной системе.
2. При привлечении внешних экспертов или экспертных организаций для проведения экспертизы, заказчик и приемочная комиссия обязаны учитывать рекомендации, изложенные в экспертном заключении, при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов исполнения контракта (часть 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ).
3. Законодательством о контрактной системе не предусмотрено право исполнителя государственного контракта инициировать проведение экспертизы для оценки качества поставленного товара или выполненных работ, а также привлекать экспертные организации для этих целей.
Таким образом, процесс экспертизы в рамках государственных и муниципальных закупок подчеркивает важность соблюдения установленных норм и требований, что обеспечивает прозрачность и эффективность процедур приемкирезультатов исполнения контрактов.
Важно отметить, что основная цель экспертизы в данном контексте — это обеспечение качества и соответствия поставляемых товаров, выполненных работ или оказанных услуг установленным требованиям и условиям контракта. Это также позволяет защитить интересы заказчика, гарантируя, что он получает именно то, за что заплатил.
### Основные этапы экспертизы:
1. **Определение необходимости экспертизы**: Заказчик на основании условий контракта решает, требуется ли экспертиза для оценки качества исполнения обязательств.
2. **Выбор эксперта или экспертной организации**: Заказчик выбирает квалифицированного эксперта или организацию, обладающую необходимыми знаниями и опытом в соответствующей области. Это может быть сделано через конкурс или в рамках уже существующих договоров.
3. **Проведение экспертизы**: Эксперт или экспертная организация осуществляет анализ и оценку предмета экспертизы, собирая необходимые данные и информацию.
4. **Подготовка экспертного заключения**: По итогам экспертизы оформляется заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно качества товаров, работ или услуг.
5. **Рассмотрение заключения**: Приемочная комиссия на основании экспертного заключения принимает решение о приемке или об отказе в приемке результатов исполнения контракта.
### Важные моменты:
- Заказчик должен четко прописать в контракте условия, касающиеся проведения экспертизы, включая порядок ее инициирования, сроки и возможные последствия.
- В случае выявления недостатков или несоответствий, заказчик имеет право на основании экспертного заключения требовать от исполнителя устранения недостатков или расторжения контракта.
- Экспертиза может быть инициирована как по усмотрению заказчика, так и по запросу контролирующих органов, если возникают подозрения в нарушениях условий контракта.
Таким образом, экспертиза результатов исполнения контрактов является важным инструментом в системе государственных и муниципальных закупок, направленным на обеспечение качества и соблюдение законных интересов всех сторон.
другие материалы
-
Минздрав обновил список взаимозаменяемых препаратов03.04.2025На сайте ГРЛС Минздрава России опубликован обновленный перечень взаимозаменяемых лекарственных препаратов. Данный документ включает шесть тематических перечней, сформированных в соответствии с Федеральным законом № 475-ФЗ от 27 декабря 2019 года, постановлением правительства № 1360 от 5 сентября 2020 года и Федеральным законом № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств
-
Каким образом следует обосновывать использование дополнительных характеристик, не описанных в КТРУ?19.03.2024В соответствии с законодательством требования к форме и содержанию обоснования не установлены. Согласно Правилам использования КТРУ, заказчик имеет право указать в извещении о закупке дополнительную информацию и свойства товара, работы, услуги, не предусмотренные в каталоге, в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ. В случае предоставления такой информации заказчик обязан обосновать необходимость ее использования. Правила использования каталога не определяют форму и содержание обоснования, поэтому заказчик самостоятельно составляет его
-
Арбитражный суд постановил, что увеличение объема работ возможно только при условии, что их невыполнение скажется на итоговом результате21.11.2024В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, цена контракта определяется как твердая и остается неизменной на протяжении всего срока его исполнения