Верховный Суд Российской Федерации подтвердил позицию нижестоящих судов о том, что экспертиза результатов исполнения контракта является неотъемлемой частью процесса приемки поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг заказчиком. В связи с этим порядок проведения экспертизы устанавливается заказчиком в условиях заключенного контракта в рамках государственных и муниципальных закупок.
Экспертиза в контексте закупок представляет собой деятельность, направленную на изучение и оценку предмета экспертизы, а также на подготовку экспертного заключения по вопросам, поставленным заказчиками, в случаях, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Согласно Закону № 44-ФЗ, экспертиза, проведенная в рамках исполнения контракта, рассматривается как часть процедуры приемки, что подразумевает ее осуществление в процессе приемки результатов работы контрагента.
Основные аспекты проведения экспертизы при приемке работ, товаров и услуг по государственному контракту:
1. В Законодательстве № 44-ФЗ отсутствует прямое определение термина «экспертиза». Вместе с тем, в пункте 15 части 1 статьи 3 данного Закона содержится определение понятий «эксперт» и «экспертная организация». Согласно этому определению, эксперт — это физическое или юридическое лицо, обладающее специальными знаниями, опытом и квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, которое осуществляет на основании договора экспертизу и подготовку экспертных заключений по вопросам, заданным заказчиком в рамках законодательства о контрактной системе.
2. При привлечении внешних экспертов или экспертных организаций для проведения экспертизы, заказчик и приемочная комиссия обязаны учитывать рекомендации, изложенные в экспертном заключении, при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов исполнения контракта (часть 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ).
3. Законодательством о контрактной системе не предусмотрено право исполнителя государственного контракта инициировать проведение экспертизы для оценки качества поставленного товара или выполненных работ, а также привлекать экспертные организации для этих целей.
Таким образом, процесс экспертизы в рамках государственных и муниципальных закупок подчеркивает важность соблюдения установленных норм и требований, что обеспечивает прозрачность и эффективность процедур приемкирезультатов исполнения контрактов.
Важно отметить, что основная цель экспертизы в данном контексте — это обеспечение качества и соответствия поставляемых товаров, выполненных работ или оказанных услуг установленным требованиям и условиям контракта. Это также позволяет защитить интересы заказчика, гарантируя, что он получает именно то, за что заплатил.
### Основные этапы экспертизы:
1. **Определение необходимости экспертизы**: Заказчик на основании условий контракта решает, требуется ли экспертиза для оценки качества исполнения обязательств.
2. **Выбор эксперта или экспертной организации**: Заказчик выбирает квалифицированного эксперта или организацию, обладающую необходимыми знаниями и опытом в соответствующей области. Это может быть сделано через конкурс или в рамках уже существующих договоров.
3. **Проведение экспертизы**: Эксперт или экспертная организация осуществляет анализ и оценку предмета экспертизы, собирая необходимые данные и информацию.
4. **Подготовка экспертного заключения**: По итогам экспертизы оформляется заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно качества товаров, работ или услуг.
5. **Рассмотрение заключения**: Приемочная комиссия на основании экспертного заключения принимает решение о приемке или об отказе в приемке результатов исполнения контракта.
### Важные моменты:
- Заказчик должен четко прописать в контракте условия, касающиеся проведения экспертизы, включая порядок ее инициирования, сроки и возможные последствия.
- В случае выявления недостатков или несоответствий, заказчик имеет право на основании экспертного заключения требовать от исполнителя устранения недостатков или расторжения контракта.
- Экспертиза может быть инициирована как по усмотрению заказчика, так и по запросу контролирующих органов, если возникают подозрения в нарушениях условий контракта.
Таким образом, экспертиза результатов исполнения контрактов является важным инструментом в системе государственных и муниципальных закупок, направленным на обеспечение качества и соблюдение законных интересов всех сторон.
другие материалы
-
Мнение Минфина относительно изменения условий контракта на выполнение работ12.12.2023Министерство финансов России высказало несогласие с позицией Министерства строительства, выраженной в письме от 18.10.2023 года №64206-АВ/09
-
На 2024-2025 годы назначен единственный поставщик иммунобиологических препаратов отечественного производства04.03.2024В 2024-2025 годах закупкой препаратов из национального календаря профилактических прививок займется ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» при Минздраве России. Единственным исполнителем контрактов будет АО «Национальная иммунобиологическая компания». Срок заключения контрактов с ним установлен не позднее 31 декабря 2025 года. Возможно привлечение соисполнителей, при условии выполнения ими не менее 10% обязательств по каждому госконтракту
-
Признание уклонившимся без доверенности на подписанта гарантии09.11.2024Победитель закупки представил заказчику проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью. Однако заказчик признал предпринимателя уклонившимся от заключения контракта, ссылаясь на ненадлежащее обеспечение исполнения. Основной причиной данного решения стало непредоставление победителем доверенности банка, выданной лицу, подписавшему независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта