Верховный суд Российской Федерации согласился с выводами нижестоящих судов о том, что действующее законодательство не ограничивает право государственных и муниципальных заказчиков на взыскание неустоек с поставщиков, исполнителей и подрядчиков по государственным и муниципальным контрактам, включая возможность обращения в суд до момента полного исполнения обязательств сторонами контракта.
Суд также отметил ряд ключевых аспектов, касающихся начисления неустойки:
1. Начисление неустойки на полную сумму контракта, а не на стоимость просроченного этапа работ, противоречит принципам разумности и справедливости, что влечет за собой чрезмерные последствия для должника за нарушение сроков.
2. Необходимо рассчитывать неустойку на основе стоимости несвоевременно выполненных работ в рамках конкретного этапа, а не от общей суммы контракта за вычетом стоимости исполненных обязательств. Такой подход нарушает принципы равенства сторон в гражданских правоотношениях, установленные Гражданским кодексом.
3. Ситуации, связанные с режимом повышенной готовности, карантином и нерабочими днями, не могли быть предвидены подрядчиком и имеют чрезвычайный и непредотвратимый характер. В связи с указанными обстоятельствами подрядчик не имел возможности выполнить обязательства по строительным работам в установленные контрактом сроки. Таким образом, количество дней действия форс-мажорных обстоятельств подлежит вычету из общего количества дней просрочки исполнения обязательств.
4. Нельзя списать неустойку, которая была начислена и не уплачена по спорному этапу работ, если она не превышает 5% от стоимости данного этапа, при условии, что работы по контракту в полном объеме не были выполнены (см. Определение ВС РФ от 28.08.2024 № 305-ЭС24-4945 по делу № А40-89993/2023).
Документ: Определение Верховного суда РФ от 17 марта 2025 года №305-ЭС24-24345 (2) по делу №А40-275358/2023
Постановление АС Московского округа от 05 декабря 2024 года по делу №А40-275358/2023
другие материалы
-
Правительство предложило высшим исполнительным органам субъектов РФ и органам местного самоуправления включать в контракты условия о казначейском и расширенном казначейском сопровождении20.03.2024Речь идет о заключении контрактов на строительство, реконструкцию и оборудование объектов в Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской и Мурманской областях. Соответствующее распоряжение Правительства РФ опубликовано на Официальном портале правовой информации. Казначейство получило задачу обеспечить казначейское сопровождение платежей по контрактам, финансируемым из федерального бюджета
-
Минфин обьяснил правила указания цен и расчетов в документах о приемке26.02.2025В соответствии с требованиями Правил ведения реестра контрактов, сведения и документы, подтверждающие приемку товаров, работ или услуг, должны быть обязательно включены в реестр. При этом необходимо соблюдать установленный порядок указания стоимостных показателей в первичных документах. Цена за единицу товара, работы или услуги должна быть округлена по правилам математического округления до 11 знаков после запятой. Общая стоимость исполненных обязательств, включая сумму налога, если он предусмотрен, округляется до 2 знаков после запятой
-
В 2025 году вступят в силу обновленные требования к казначейскому сопровождению государственных заказов23.01.2025Федеральное казначейство уведомило государственных заказчиков о введении новых требований к расширенному казначейскому сопровождению, которые вступят в силу в 2025 году