Верховный суд Российской Федерации согласился с выводами нижестоящих судов о том, что действующее законодательство не ограничивает право государственных и муниципальных заказчиков на взыскание неустоек с поставщиков, исполнителей и подрядчиков по государственным и муниципальным контрактам, включая возможность обращения в суд до момента полного исполнения обязательств сторонами контракта.
Суд также отметил ряд ключевых аспектов, касающихся начисления неустойки:
1. Начисление неустойки на полную сумму контракта, а не на стоимость просроченного этапа работ, противоречит принципам разумности и справедливости, что влечет за собой чрезмерные последствия для должника за нарушение сроков.
2. Необходимо рассчитывать неустойку на основе стоимости несвоевременно выполненных работ в рамках конкретного этапа, а не от общей суммы контракта за вычетом стоимости исполненных обязательств. Такой подход нарушает принципы равенства сторон в гражданских правоотношениях, установленные Гражданским кодексом.
3. Ситуации, связанные с режимом повышенной готовности, карантином и нерабочими днями, не могли быть предвидены подрядчиком и имеют чрезвычайный и непредотвратимый характер. В связи с указанными обстоятельствами подрядчик не имел возможности выполнить обязательства по строительным работам в установленные контрактом сроки. Таким образом, количество дней действия форс-мажорных обстоятельств подлежит вычету из общего количества дней просрочки исполнения обязательств.
4. Нельзя списать неустойку, которая была начислена и не уплачена по спорному этапу работ, если она не превышает 5% от стоимости данного этапа, при условии, что работы по контракту в полном объеме не были выполнены (см. Определение ВС РФ от 28.08.2024 № 305-ЭС24-4945 по делу № А40-89993/2023).
Документ: Определение Верховного суда РФ от 17 марта 2025 года №305-ЭС24-24345 (2) по делу №А40-275358/2023
Постановление АС Московского округа от 05 декабря 2024 года по делу №А40-275358/2023
другие материалы
-
Готовим отчет о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства22.01.2025Заканчивается срок размещения в Единой информационной системе (ЕИС) отчета о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) за 2024 год. Форма отчета осталась неизменной с предыдущего года. Компания «Консультант-Плюс» обращает внимание на ключевые аспекты подготовки отчета и особенности его подачи различными заказчиками. 1) Согласно Закону N 223-ФЗ, отчет о закупках у СМСП обязаны формировать практически все заказчики
-
Суды взыскали доплату с Заказчика16.12.2023Стороны заключили контракт на капитальный ремонт. В процессе выполнения работы стоимость материалов увеличилась, и подрядчик предложил увеличить цену контракта на основании соответствующих условий. Заказчик проверил представленные доводы и признал их обоснованными, однако не принял решение по увеличению цены. Подрядчик неоднократно обращался к заказчику с вопросом о заключении соглашения об увеличении цены контракта, однако получал ответы о том, что вопрос находится на рассмотрении
-
Минфин разъяснил особенности применения нормирования при закупке автотранспорта21.03.2025При проведении закупок автотранспортных средств заказчикам необходимо учитывать следующие положения: - предельные цены на отдельные виды товаров, работ и услуг, установленные в соответствующем ведомственном перечне; - общие правила определения требований к закупаемым товарам, работам и услугам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 года № 926. Также важно отметить, что предельные цены, установленные высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, не должны превышать