Согласно части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта в процессе его исполнения не допускается, за исключением случаев, когда такое изменение происходит по соглашению сторон и предусмотрено самим законом.
В пункте 1.3 части 1 статьи 95 данного закона предусмотрено изменение существенных условий контракта в случае изменения объема и (или) видов работ, выполняемых в рамках контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также в отношении геологического изучения недр и сохранения объектов культурного наследия. Также данное положение касается контрактов, указанных в частях 16 и 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
Изменение цены контракта допускается в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации и не может превышать 10% от первоначальной цены контракта.
В решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2023 года по делу № А58-7694/2023 было указано, что в случае, если дополнительные соглашения уже привели к превышению цены контракта более чем на 30% от первоначальной суммы, то заключение новых дополнительных соглашений на основании пункта 1.3 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не является обоснованным. Суд отметил, что такое толкование нарушает суть законодательных ограничений, так как увеличения цены контракта следует исчислять от первоначальной суммы, а не от измененной ценой по предыдущим соглашениям.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 23 сентября 2024 года № 04АП-363/2024 также подтвердил, что при внесении изменений в государственный контракт стороны ограничены порогом в 30% от первоначальной цены контракта, без учета количества заключаемых дополнительных соглашений.
При этом Верховный Суд Российской Федерации согласился с доводами нижестоящих судов в определении от 21 марта 2025 года № 302-ЭС25-2201. Министерство финансов Российской Федерации в письме от 22 ноября 2019 года № 24-03-07/90712 также сообщало, что изменения в условия контракта, внесенные на основании пункта 8 части 1статьи 95 Закона № 44-ФЗ, не могут привести к увеличению цены контракта более чем на 30% от его первоначальной суммы. Это ограничение направлено на защиту бюджетных средств и предотвращение нецелевого расходования.
Таким образом, если в процессе исполнения контракта стороны решают внести изменения в его условия, они должны быть внимательны к установленным законодательством пределам, чтобы избежать нарушения требований закона и возможных негативных последствий, связанных с превышением допустимых лимитов.
В случае обнаружения превышения указанных пределов, соответствующие изменения могут быть признаны недействительными, и стороны могут столкнуться с необходимостью восстановления прежних условий контракта или даже с юридическими последствиями, связанными с неисполнением обязательств.
Это подчеркивает важность соблюдения законодательных норм и внимательной работы с контрактной документацией на всех этапах ее исполнения.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Минфин уточнил правила учета расходов на капремонт05.03.2025Министерство финансов Российской Федерации разъяснило учреждениям особенности учета расходов, связанных с работами по проектной документации при проведении капитального ремонта. Затраты на восстановление и установку систем автоматической пожарной сигнализации, а также систем оповещения и управления эвакуацией, а также охранной сигнализации могут быть учтены по КВР 243. Данное правило также применяется к расходам на благоустройство и озеленение территории в рамках капитального ремонта
-
Минфин подтвердил: самозанятые вправе участвовать в закупках по 44-ФЗ05.06.2025Министерство финансов Российской Федерации опубликовало разъяснительное письмо, касающееся правового статуса самозанятых граждан в контексте участия в закупках, регулируемых Федеральным законом № 44-ФЗ. Ведомство указало, что согласно части 1 статьи 8 Закона № 44-ФЗ, контрактная система направлена на обеспечение конкуренции и создание равных условий для всех участников закупок
-
Минфин: при расчете НМЦК для закупок у СМП можно использовать коммерческие предложения любых поставщиков12.09.2025В Министерстве финансов разъяснили порядок формирования начальной максимальной цены контракта (НМЦК) в рамках закупок, проводимых с использованием квоты для субъектов малого предпринимательства (СМП). В частности, Закон № 44-ФЗ не предусматривает обязательного требования о том, что для расчета НМЦК заказчик должен запрашивать коммерческие предложения исключительно у СМП. При использовании метода сопоставимых рыночных цен допускается привлечение ценовой информации как от СМП, так и от иных хозяйствующих субъектов