Согласно части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта в процессе его исполнения не допускается, за исключением случаев, когда такое изменение происходит по соглашению сторон и предусмотрено самим законом.
В пункте 1.3 части 1 статьи 95 данного закона предусмотрено изменение существенных условий контракта в случае изменения объема и (или) видов работ, выполняемых в рамках контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также в отношении геологического изучения недр и сохранения объектов культурного наследия. Также данное положение касается контрактов, указанных в частях 16 и 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
Изменение цены контракта допускается в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации и не может превышать 10% от первоначальной цены контракта.
В решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2023 года по делу № А58-7694/2023 было указано, что в случае, если дополнительные соглашения уже привели к превышению цены контракта более чем на 30% от первоначальной суммы, то заключение новых дополнительных соглашений на основании пункта 1.3 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не является обоснованным. Суд отметил, что такое толкование нарушает суть законодательных ограничений, так как увеличения цены контракта следует исчислять от первоначальной суммы, а не от измененной ценой по предыдущим соглашениям.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 23 сентября 2024 года № 04АП-363/2024 также подтвердил, что при внесении изменений в государственный контракт стороны ограничены порогом в 30% от первоначальной цены контракта, без учета количества заключаемых дополнительных соглашений.
При этом Верховный Суд Российской Федерации согласился с доводами нижестоящих судов в определении от 21 марта 2025 года № 302-ЭС25-2201. Министерство финансов Российской Федерации в письме от 22 ноября 2019 года № 24-03-07/90712 также сообщало, что изменения в условия контракта, внесенные на основании пункта 8 части 1статьи 95 Закона № 44-ФЗ, не могут привести к увеличению цены контракта более чем на 30% от его первоначальной суммы. Это ограничение направлено на защиту бюджетных средств и предотвращение нецелевого расходования.
Таким образом, если в процессе исполнения контракта стороны решают внести изменения в его условия, они должны быть внимательны к установленным законодательством пределам, чтобы избежать нарушения требований закона и возможных негативных последствий, связанных с превышением допустимых лимитов.
В случае обнаружения превышения указанных пределов, соответствующие изменения могут быть признаны недействительными, и стороны могут столкнуться с необходимостью восстановления прежних условий контракта или даже с юридическими последствиями, связанными с неисполнением обязательств.
Это подчеркивает важность соблюдения законодательных норм и внимательной работы с контрактной документацией на всех этапах ее исполнения.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Минфин разъяснил некоторые вопросы уплаты налога на добавленную стоимость поставщиками06.05.2025Министерство финансов Российской Федерации в письме № 03-07-11/39805 от 21 апреля 2025 года предоставило ответ на запрос Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края -
Разъяснены особенности отнесения продукции к произведенной на территории России22.12.2023Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг РФ) предоставило разъяснения относительно указания информации о совокупном количестве баллов для государственных закупок в соответствии с постановлениями Правительства № 616, 617 и 719. Важно отметить, что заключения, выданные Минпромторгом до вступления в силу постановления № 2519, не содержат информацию о совокупном количестве баллов для продукции, включенной в разделы III, V, VII, XXI, XXV и XXVI приложения к постановлению № 719 -
Определены случаи, при которых не требуется подготовка рабочей документации16.04.202512 апреля 2025 года было опубликовано постановление Правительства Российской Федерации № 486, определяющее случаи, при которых для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации. К таким случаям относятся: - отсутствие необходимости в получении разрешения на строительство; - отсутствие требования о проведении экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки указанной документации. Данное постановление вступает в силу по


