Согласно части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта в процессе его исполнения не допускается, за исключением случаев, когда такое изменение происходит по соглашению сторон и предусмотрено самим законом.
В пункте 1.3 части 1 статьи 95 данного закона предусмотрено изменение существенных условий контракта в случае изменения объема и (или) видов работ, выполняемых в рамках контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также в отношении геологического изучения недр и сохранения объектов культурного наследия. Также данное положение касается контрактов, указанных в частях 16 и 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
Изменение цены контракта допускается в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации и не может превышать 10% от первоначальной цены контракта.
В решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2023 года по делу № А58-7694/2023 было указано, что в случае, если дополнительные соглашения уже привели к превышению цены контракта более чем на 30% от первоначальной суммы, то заключение новых дополнительных соглашений на основании пункта 1.3 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не является обоснованным. Суд отметил, что такое толкование нарушает суть законодательных ограничений, так как увеличения цены контракта следует исчислять от первоначальной суммы, а не от измененной ценой по предыдущим соглашениям.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 23 сентября 2024 года № 04АП-363/2024 также подтвердил, что при внесении изменений в государственный контракт стороны ограничены порогом в 30% от первоначальной цены контракта, без учета количества заключаемых дополнительных соглашений.
При этом Верховный Суд Российской Федерации согласился с доводами нижестоящих судов в определении от 21 марта 2025 года № 302-ЭС25-2201. Министерство финансов Российской Федерации в письме от 22 ноября 2019 года № 24-03-07/90712 также сообщало, что изменения в условия контракта, внесенные на основании пункта 8 части 1статьи 95 Закона № 44-ФЗ, не могут привести к увеличению цены контракта более чем на 30% от его первоначальной суммы. Это ограничение направлено на защиту бюджетных средств и предотвращение нецелевого расходования.
Таким образом, если в процессе исполнения контракта стороны решают внести изменения в его условия, они должны быть внимательны к установленным законодательством пределам, чтобы избежать нарушения требований закона и возможных негативных последствий, связанных с превышением допустимых лимитов.
В случае обнаружения превышения указанных пределов, соответствующие изменения могут быть признаны недействительными, и стороны могут столкнуться с необходимостью восстановления прежних условий контракта или даже с юридическими последствиями, связанными с неисполнением обязательств.
Это подчеркивает важность соблюдения законодательных норм и внимательной работы с контрактной документацией на всех этапах ее исполнения.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Цену договора по 223-ФЗ можно изменить при переходе на НДС03.04.2025Министерство финансов в своем письме от 11 марта 2025 года сообщило, что в случае, если организация, заключившая договор по 223-ФЗ без учета НДС, с 2025 года перешла на упрощенную систему налогообложения с НДС, цена договора может быть пересмотрена. Это возможно при отсутствии запрета на изменение цены в договоре и положении о закупке. В таком случае стороны могут подписать дополнительное соглашение, включив НДС в стоимость -
Договоры субподряда не могут подтвердить опыт для госзакупок12.11.2024Верховный суд Российской Федерации пришёл к выводу о том, что договор субподряда не может служить доказательством соответствия дополнительным требованиям, поскольку он не был заключён и исполнён в соответствии с требованиями законодательства о закупках и не соответствует нормам, установленным в постановлении № 2571. Суть спора заключается в следующем: Заказчик осуществлял закупку в соответствии с 44-ФЗ на содержание автомобильных дорог, при этом были установлены дополнительные требования по позиции 18 Раздела III Постановления Правительства -
Лицензия У КИВИ БАНКА (АО), выдававшего независимые гарантии для закупок, отозвана Банком России22.02.2024Лицензия на банковские операции у АО «КИВИ Банк» отозвана Банком России 21.02.2024. Банк включен в Перечень банков, выдающих гарантии для обеспечения контрактов по закупкам товаров и услуг для государственных нужд, согласно ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ


