Верховный суд Российской Федерации пришел к выводу, что действия банка, выдавшего независимую гарантию победителю закупки с нарушением требований документации о закупке, являются неправомерными. В частности, в документации требовалось указать арбитражный суд города Москвы, однако банк указал арбитражный суд Пермского края. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении требований части 8.2 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ.
Причиной данного вывода является несоответствие оформленной банком гарантии условиям закупочной документации и Постановлению Правительства Российской Федерации № 1005. Как профессиональный участник рынка финансовых услуг, банк обязан обеспечивать соответствие выдаваемой гарантии требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также условиям, установленным заказчиком в документации.
В связи с вышеизложенным, Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) выдало предписание банку об устранении выявленных нарушений, что включает внесение изменений в гарантию и последующее заключение контракта. Это предписание является результатом внеплановой проверки в соответствии с частью 1 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, в рамках которой банк подлежит проверке как один из субъектов, имеющих право на выдачу независимых гарантий.
Согласно положениям части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе, банк вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения исполнения обязательств по контракту. При этом, часть 2 данной нормы устанавливает общие требования к независимой гарантии, а часть 8.2 определяет дополнительные требования к этому документу. Постановление Правительства Российской Федерации № 1005 регламентирует порядок применения этих дополнительных требований, включая типовую форму независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
Банку следовало внимательно проверять соответствие гарантии не только требованиям части 2 статьи 45, но и части 8.2 указанного закона и Постановления № 1005. Соблюдение требований документации закупки обязательно как при подаче заявок, так и при предоставлении обеспечения исполнения государственных контрактов.
Примечание 9 типовой формы независимой гарантии запрещает противоречие дополнительных условий этой гарантии извещению о закупке, документации и приглашению кучастию. Таким образом, если независимая гарантия не соответствует установленным в документации требованиям, она считается недействительной, и ее использование не может обеспечить выполнение обязательств по контракту.
В результате, банк, выдавший такую гарантию, несет ответственность за свои действия, так как они могут привести к невозможности заключения контракта или его исполняемости, что, в свою очередь, может нанести ущерб как заказчику, так и самому банку. Важно, чтобы банки, работающие в этой сфере, четко понимали требования законодательства и строго следовали установленным нормам, чтобы избежать правовых последствий и обеспечить добросовестное выполнение обязательств.
Таким образом, данный случай подчеркивает важность соблюдения всех нормативных требований при выдаче независимых гарантий и необходимость внимательного анализа документации о закупке на предмет соответствия всем установленным условиям. Это позволит минимизировать риски и обеспечить соблюдение прав всех участников закупочного процесса.
Документ:Определение Верховного суда РФ от 02 октября 2024 года №305-ЭС24-16591 по делу № А40-176363/2023
другие материалы
-
Правительство и субъекты РФ продлят право на закупки у единственного поставщика до 2025 года20.12.2024Министерство финансов Российской Федерации намерено продлить на один год возможность заключения контрактов без проведения конкурентных процедур. Данная мера будет основываться на актах Правительства РФ, высших исполнительных органах субъектов РФ и местных администрациях. Соответствующие изменения вносятся в постановление Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 339, действующая редакция которого позволяет заключать такие контракты до 31 декабря 2024 года. Документ: ID проекта 01/01/11-24/00152770
-
Возможность заказчика уточнить информацию из заявки у участника08.02.2024Ответ: Просим обратить внимание, что проведение переговоров между заказчиком и участниками закупки относительно заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не допускается в соответствии с частью 1 статьи 46 Закона №44-ФЗ. Этот запрет распространяется на период до определения победителя закупки и на конкурентные методы выбора поставщика (подрядчика, исполнителя)
-
Для участия в госзакупках "под ключ" необходимо состоять в нескольких СРО07.11.2024Минстрой Российской Федерации в письме от 18 октября 2024 года № 61052-ОС/02 разъяснил следующие ключевые аспекты, касающиеся участников закупок на выполнение одновременных работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства: 1