Для установления причинно-следственной связи между действиями заказчика и убытками исполнителя необходимо учитывать несколько ключевых аспектов.
Контракт был расторгнут инициатором заказчика в связи с отзывом лимитов бюджетных обязательств, вызванным существенным изменением обстоятельств. В данной ситуации исполнитель имеет право на возмещение расходов, связанных с оформлением банковской гарантии, предоставленной для обеспечения исполнения контракта.
Данные затраты не могут быть квалифицированы как предпринимательский риск исполнителя, поскольку они являются обязательными для победителя аукциона в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ.
Эти выводы были поддержаны Верховным Судом Российской Федерации. Судебные инстанции установили, что контракт был расторгнут по обстоятельствам, за которые исполнитель не несет ответственности; следовательно, расходы на уплату комиссии банку-гаранту квалифицируются как прямые убытки исполнителя.
При этом не имеет значения, что действия заказчика не содержали вины в расторжении контракта. В соответствии с пунктом 3 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, при расторжении договора из-за существенно изменившихся обстоятельств суд определяет последствия расторжения, исходя из необходимости справедливого распределения понесенных сторонами расходов.
В рассматриваемом деле суд полностью возложил расходы исполнителя на заказчика.
Документ: Определение Верховного Суда РФ: от 15.01.2025 по Делу № А37-1667/2023
Источник: Фабрикант
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Заказчики, подпадающие под действие 223-ФЗ, обязаны применять национальный режим в закупках согласно Постановлению № 187530.01.2025Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что постановление Правительства РФ № 1875 от 23 декабря 2024 года охватывает следующие категории организаций и их закупки: 1) Государственные корпорации и компании: — Государственные корпорации, компании и публично-правовые компании. — Бюджетные и автономные учреждения. — Субъекты естественных монополий, включая организации в сферах электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с твёрдыми -
Министерство финансов предоставило пояснения относительно предлагаемых товаров, работ22.02.2024В письме Минфина России от 27 декабря 2023 года N 24-03-08/126782 содержатся следующие ключевые выводы: 1. При наличии позиции КТРУ в ЕИС по закупаемым товарам, работам или услугам, необходимо указывать информацию из этой позиции в извещении в структурированном виде, а также дополнительные характеристики (п.5 ч.1 ст.42 Закона №44-ФЗ). Если позиция отсутствует, характеристики указываются в извещении в структурированном виде. 2. Указанные положения применяются независимо от объекта закупки и направлены на цифровизацию процесса закупок. 3 -
Минфин уточнил порядок обеспечения исполнения контракта в случае смены заказчика03.12.2024Министерство финансов Российской Федерации в подготовленном письме указывает на то, что в случае изменения заказчика все права и обязанности, установленные контрактом, автоматически передаются новому заказчику. Важно отметить, что случаи перемены заказчика не регулируются Законом N 44-ФЗ


