Для установления причинно-следственной связи между действиями заказчика и убытками исполнителя необходимо учитывать несколько ключевых аспектов.
Контракт был расторгнут инициатором заказчика в связи с отзывом лимитов бюджетных обязательств, вызванным существенным изменением обстоятельств. В данной ситуации исполнитель имеет право на возмещение расходов, связанных с оформлением банковской гарантии, предоставленной для обеспечения исполнения контракта.
Данные затраты не могут быть квалифицированы как предпринимательский риск исполнителя, поскольку они являются обязательными для победителя аукциона в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ.
Эти выводы были поддержаны Верховным Судом Российской Федерации. Судебные инстанции установили, что контракт был расторгнут по обстоятельствам, за которые исполнитель не несет ответственности; следовательно, расходы на уплату комиссии банку-гаранту квалифицируются как прямые убытки исполнителя.
При этом не имеет значения, что действия заказчика не содержали вины в расторжении контракта. В соответствии с пунктом 3 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, при расторжении договора из-за существенно изменившихся обстоятельств суд определяет последствия расторжения, исходя из необходимости справедливого распределения понесенных сторонами расходов.
В рассматриваемом деле суд полностью возложил расходы исполнителя на заказчика.
Документ: Определение Верховного Суда РФ: от 15.01.2025 по Делу № А37-1667/2023
Источник: Фабрикант
другие материалы
-
Изменения в порядке получения разрешений на закупку иностранных товаров внесены21.02.2024По новому проекту приказа Минпромторга России планируется пересмотреть процедуру получения разрешений на закупку иностранной промышленной продукции
-
Заказчик обязан отчитаться об этапах исполнения контракта независимо от того, предусмотрены ли они08.10.2018Даже если в госконтракте не предусмотрены этапы исполнения контракта - отчитываться о их исполнении всё равно необходимо, поясняет Минфин.
-
На официальном сайте ФАС России размещён обзор практики по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ29.12.2024В данном документе представлена обобщенная практика применения законодательства о закупках с учетом специфики различных отраслей. Определены подходы ведомства, касающиеся: - Закупок в медицинской сфере и использования кода НКМИ; - Применения национального режима, включая подтверждение отечественного происхождения товаров; - Установления требований к участникам закупок в области авиационных работ; - Проведения неконкурентных закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ; - Привлечения заказчиков к административной