Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что заказчики, действующие в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, имеют право на одностороннее начисление и удержание неустойки за просрочку выполнения этапов работ или услуг. Размер данной неустойки может составлять менее 5% от стоимости контракта, при условии, что общие работы по контракту не завершены, поскольку остаются невыполненными работы по последующим этапам.
Неустойка, установленная в размере менее 5% от цены контракта, не подлежит списанию в соответствии с подпунктом «А» пункта 3 Правил списания неустоек, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 783, а также частью 42.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, до момента завершения всех работ или услуг в рамках контракта. Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек, включая штрафы и пени, до полного исполнения обязательств по контракту невозможно.
Важно отметить, что наличие этапов в контракте не создает основания для списания начисленных и неуплаченных неустоек, поскольку все этапы объединены общей целью — достижением конечного результата, а именно обеспечения непрерывной работы оборудования на станциях метрополитена, а не только его производства и монтажа. В противном случае списание таких сумм, как мера антикризисного характера, до завершения контракта при его частичном исполнении могло бы исказить намерение, заложенное в Правилах № 783.
Следует подчеркнуть, что исполнитель по контракту сохраняет право на списание неустойки по окончании срока действия контракта, при условии полного исполнения всех обязательств и отсутствия правовых препятствий.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 30 января 2025 года №305-ЭС24-17591 по делу № А40-180941/2023
другие материалы
-
Ответственность за отсутствие возможности указать конкретное значение характеристики22.10.2024В извещении о закупке заказчик представил описание товара в структурированном формате, при этом в характеристике «цвет» вместо трех отдельных значений указал одно обобщенное: «светло-серый, серый, белый». В процессе подачи заявки участник не смог выбрать одно из указанных значений цвета, оставив формулировку без изменений, что привело к отклонению его заявки заказчиком из-за отсутствия конкретного значения в указанной характеристике. Участник, считая свои права нарушенными, обратился в антимонопольный орган, указав на
-
Изменена Методика определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов за пределами РФ20.01.2024На Официальном интернет-портале правовой информации, 15.01.2024 года, был размещен приказ № 968/пр от 22.12.2023 года Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Этот приказ вносит изменения в Методику определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами Российской Федерации
-
Представлены отчеты заказчика в соответствии с законом N 44-ФЗ13.02.20241) Составление и размещение отчета об объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) является обязательным и должно быть выполнено до 1 апреля года, следующего за отчетным, в Единой информационной системе (ЕИС). Правила заполнения отчета и его форма установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 238, а также частью 4, 4.1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ