Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 401 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривает следующие изменения:
Органы государственной власти субъектов России, на территориях которых введены военное положение, режимы повышенных уровней реагирования или готовности, получат право устанавливать особый порядок отнесения внешних, объективных обстоятельств к обстоятельствам непреодолимой силы.
Эти изменения направлены на защиту предпринимателей и других хозяйствующих субъектов в соответствующих регионах России (приграничных), освобождая их от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, вызванных внешними обстоятельствами, на которые они не имеют контроля.
Также предлагается признать недружественные действия иностранных государств и (или) международных организаций в отношении граждан РФ и (или) российских юридических лиц обстоятельствами непреодолимой силы.
Следует отметить, что нарушение логистических цепочек, отказ зарубежных поставщиков от поставки необходимых товаров, запчастей, узлов и других проблем, вызванных санкциями (например, приобретение более продвинутых технологий или разработок) могут рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы.
Внесены изменения в определение обстоятельств непреодолимой силы. Теперь они определяются как внешние, объективные обстоятельства, которые нельзя было предвидеть или предотвратить разумными мерами.
Введено требование о немедленном уведомлении другой стороны о наступлении обстоятельств непреодолимой силы. Если такое уведомление не будет получено, то сторона, не уведомившая о таких обстоятельствах, не сможет ссылаться на непреодолимую силу в качестве основания для освобождения от ответственности.
Определено, что установление обстоятельств непреодолимой силы является основанием для приостановления исполнения обязательств. При этом, если обстоятельства непреодолимой силы продолжают действовать более 6 месяцев, то каждая из сторон имеет право отказаться от исполнения договора.
Изменения предусматривают, что при наличии обстоятельств непреодолимой силы, стороны договора не несут ответственности за убытки, причиненные друг другу. Однако, если одна из сторон не исполнила свои обязательства до наступления обстоятельств непреодолимой силы или не предприняла мер по их предотвращению или уменьшению, она несет ответственность за такие убытки.
Предлагается установить, что доказательство наличия обстоятельств непреодолимой силы лежит на стороне, которая ссылается на них. Это означает, что сторона, которая хочет освободиться от ответственности, должна предоставить доказательства того, что обстоятельства непреодолимой силы действительно имели место.
другие материалы
-
Нарушение Закона №223-ФЗ: отсутствие в протоколе рассмотрения заявок обоснования отклонения заявки29.10.2024В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ, протокол, составляемый в процессе проведения конкурентной закупки, должен включать, в том числе, основания для отклонения каждой заявки на участие в закупке, с указанием соответствующих положений: - документации о закупке; - извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует данная заявка. В решении Федеральной антимонопольной службы России от 22.06.2023 по делу №223ФЗ-237/23 указано, что заказчик ненадлежащим образом составил протокол
-
Срок действия гарантии по Закону №44-ФЗ ограничен20.01.2024Срок действия независимой гарантии определяется участником закупки в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ. Если заявка обеспечена, то срок гарантии должен быть не менее одного месяца с момента окончания срока подачи заявок в соответствии с Частью 4 статьи 44 Закона №44-ФЗ. Если срок гарантии меньше указанного, заказчик отказывает в принятии независимой гарантии, что приводит к отклонению заявки на участие в закупке
-
«ГОСЗАКАЗ-2025»: итоги дискуссии «Контрактная система: тенденции, перспективы, планы»27.04.2025Завершилось пленарное заседание с участием заместителя руководителя Казначейства России Анны Катамадзе, на котором были подведены итоги, намечены планы и проанализированы тенденции развития контрактной системы. Основные выводы заседания: - Проведена значительная работа по унификации и оптимизации национального режима