Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 401 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривает следующие изменения:
Органы государственной власти субъектов России, на территориях которых введены военное положение, режимы повышенных уровней реагирования или готовности, получат право устанавливать особый порядок отнесения внешних, объективных обстоятельств к обстоятельствам непреодолимой силы.
Эти изменения направлены на защиту предпринимателей и других хозяйствующих субъектов в соответствующих регионах России (приграничных), освобождая их от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, вызванных внешними обстоятельствами, на которые они не имеют контроля.
Также предлагается признать недружественные действия иностранных государств и (или) международных организаций в отношении граждан РФ и (или) российских юридических лиц обстоятельствами непреодолимой силы.
Следует отметить, что нарушение логистических цепочек, отказ зарубежных поставщиков от поставки необходимых товаров, запчастей, узлов и других проблем, вызванных санкциями (например, приобретение более продвинутых технологий или разработок) могут рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы.
Внесены изменения в определение обстоятельств непреодолимой силы. Теперь они определяются как внешние, объективные обстоятельства, которые нельзя было предвидеть или предотвратить разумными мерами.
Введено требование о немедленном уведомлении другой стороны о наступлении обстоятельств непреодолимой силы. Если такое уведомление не будет получено, то сторона, не уведомившая о таких обстоятельствах, не сможет ссылаться на непреодолимую силу в качестве основания для освобождения от ответственности.
Определено, что установление обстоятельств непреодолимой силы является основанием для приостановления исполнения обязательств. При этом, если обстоятельства непреодолимой силы продолжают действовать более 6 месяцев, то каждая из сторон имеет право отказаться от исполнения договора.
Изменения предусматривают, что при наличии обстоятельств непреодолимой силы, стороны договора не несут ответственности за убытки, причиненные друг другу. Однако, если одна из сторон не исполнила свои обязательства до наступления обстоятельств непреодолимой силы или не предприняла мер по их предотвращению или уменьшению, она несет ответственность за такие убытки.
Предлагается установить, что доказательство наличия обстоятельств непреодолимой силы лежит на стороне, которая ссылается на них. Это означает, что сторона, которая хочет освободиться от ответственности, должна предоставить доказательства того, что обстоятельства непреодолимой силы действительно имели место.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Правительство утвердило Положение, регламентирующее деятельность Правительственной комиссии по вопросам промышленности14.11.2025Правительством Российской Федерации утверждено Положение о Правительственной комиссии по промышленности, что закреплено постановлением от 7 ноября 2025 года № 1754, опубликованным на официальном портале правовой информации. Новая комиссия создана на базе Правительственной комиссии по импортозамещению и призвана координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций в целях реализации государственной промышленной политики, а также обеспечения потребностей предприятий в промышленной продукции. В соответствии со -
Верховный суд признал незаконным изменение условий контракта06.10.2023Верховный суд Российской Федерации подтвердил согласие судов нижестоящей инстанции относительно того, что включение пункта о изменении порядка авансирования в дополнительное соглашение, заключенное сторонами государственного контракта, фактически изменяет существенные условия оплаты работ по контракту, что противоречит Федеральному закону № 44-ФЗ. В связи с этим такой пункт дополнительного соглашения признан недействительным (ничтожным), так как он был заключен с грубым нарушением требований Федерального закона № 44-ФЗ -
Изменен порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами казначейства13.01.2025Уточнены аспекты постановки на учёт бюджетных обязательств. Установлен порядок действий получателя средств федерального бюджета при возврате дебиторской задолженности, возникшей по обязательствам, исполненным в предыдущие годы. В новой редакции обновлены определённые положения приложений к Порядку. Изменения вступают в силу с 31 декабря 2024 года, за исключением некоторых положений. Документ: Приказ Минфина России от 25.11.2024 № 177н


