Верховный суд Российской Федерации поддержал позицию нижестоящего суда, отметив, что указание в проекте контракта цены, включающей НДС, не нарушает права участника закупки. Это связано с тем, что для участников, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), не возникает безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС.
Согласно пункту 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2014 года № 17-П, такая обязанность возникает только в случае, если налогоплательщик по своей инициативе выставляет счет-фактуру с выделенной суммой налога.
Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит обязательных правил для заказчиков, предписывающих исключать строку НДС или обязывающих формулировать условия документации, подготавливать сметы с учетом НДС и без него. Таким образом, если заказчик указал в сводном сметном расчете, что стоимость работ включает НДС, контракт необходимо заключить на соответствующих условиях, независимо от системы налогообложения участника закупки. Данная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30 мая 2019 года № 305-ЭС19-391 по делу № А40-88142/2018, а также в пункте 41 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27 ноября 2019 года.
Важно отметить, что исключение НДС (20%) из сумм, указанных в актах выполненных работ, и применение вместо него коэффициента (1,2) при УСН для оплаты работ, не предусмотренных первоначально составленными локальными сметными расчетами, противоречит требованиям части 1 статьи 34 Закона № 34-ФЗ и пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Неправомерное расходование бюджетных средств заключается в оплате работ подрядчикам по завышенной стоимости в результате необоснованного применения коэффициентов, не предусмотренных контрактом и законом, а не в результате оплаты работ с учетомНДС. Это означает, что если заказчик указал в контракте, что стоимость работ включает НДС, то подрядчик, применяющий УСН, не может требовать от заказчика пересмотра условий контракта или применения каких-либо коэффициентов, не предусмотренных изначально.
Таким образом, согласно правовому анализу, заказчики имеют право устанавливать цену контракта с учетом НДС, и подрядчики должны принимать это во внимание при участии в закупках. Это также подчеркивает необходимость точного соблюдения условий контракта и законодательства, чтобы избежать ненужных финансовых потерь и правовых споров.
Кроме того, важно, чтобы все стороны, участвующие в контрактных отношениях, были осведомлены о своих правах и обязанностях, чтобы избежать недопонимания и неправильного толкования условий контракта. Это особенно актуально в контексте государственных и муниципальных закупок, где соблюдение законодательства и правильное оформление документов играют ключевую роль.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 21 февраля 2025 года №309-ЭС24-24485 по делу №А60-49862/2023
Документ: Решение АС Свердловской области от 16 ноября 2023 года по делу №А60-49862/2023
другие материалы
-
Порядок определения цены для строительных контрактов «под ключ» продлен на один год30.12.2024Опубликован приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 декабря 2024 года № 856/пр, вносящий изменения в пункт 3 приказа от 21 августа 2023 года № 604/пр. Изменения касаются порядка определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК) в строительстве, а также условий формирования сметы и изменения цены контракта «под ключ», заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
-
Центральный Банк запустил общедоступный сервис для проверки риска контрагентов08.10.2024Новый инструмент предназначен для проверки организаций и индивидуальных предпринимателей на соответствие законодательству в области противодействия отмыванию денег
-
Казначейство РФ привело примеры нарушений при исполнении контрактов по Закону № 44-ФЗ24.01.2024К указанным нарушениям относятся следующие: 1. Продление сроков работ без предоставления независимых гарантий от подрядчиков, что противоречит пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ и части 1.3 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. 2. Неначисление заказчиками подрядчикам неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту, нарушающее части 6 и 7 статьи 34, а также пункт 3 части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. 3