Верховный суд Российской Федерации поддержал позицию нижестоящего суда, отметив, что указание в проекте контракта цены, включающей НДС, не нарушает права участника закупки. Это связано с тем, что для участников, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), не возникает безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС.
Согласно пункту 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2014 года № 17-П, такая обязанность возникает только в случае, если налогоплательщик по своей инициативе выставляет счет-фактуру с выделенной суммой налога.
Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит обязательных правил для заказчиков, предписывающих исключать строку НДС или обязывающих формулировать условия документации, подготавливать сметы с учетом НДС и без него. Таким образом, если заказчик указал в сводном сметном расчете, что стоимость работ включает НДС, контракт необходимо заключить на соответствующих условиях, независимо от системы налогообложения участника закупки. Данная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30 мая 2019 года № 305-ЭС19-391 по делу № А40-88142/2018, а также в пункте 41 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27 ноября 2019 года.
Важно отметить, что исключение НДС (20%) из сумм, указанных в актах выполненных работ, и применение вместо него коэффициента (1,2) при УСН для оплаты работ, не предусмотренных первоначально составленными локальными сметными расчетами, противоречит требованиям части 1 статьи 34 Закона № 34-ФЗ и пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Неправомерное расходование бюджетных средств заключается в оплате работ подрядчикам по завышенной стоимости в результате необоснованного применения коэффициентов, не предусмотренных контрактом и законом, а не в результате оплаты работ с учетомНДС. Это означает, что если заказчик указал в контракте, что стоимость работ включает НДС, то подрядчик, применяющий УСН, не может требовать от заказчика пересмотра условий контракта или применения каких-либо коэффициентов, не предусмотренных изначально.
Таким образом, согласно правовому анализу, заказчики имеют право устанавливать цену контракта с учетом НДС, и подрядчики должны принимать это во внимание при участии в закупках. Это также подчеркивает необходимость точного соблюдения условий контракта и законодательства, чтобы избежать ненужных финансовых потерь и правовых споров.
Кроме того, важно, чтобы все стороны, участвующие в контрактных отношениях, были осведомлены о своих правах и обязанностях, чтобы избежать недопонимания и неправильного толкования условий контракта. Это особенно актуально в контексте государственных и муниципальных закупок, где соблюдение законодательства и правильное оформление документов играют ключевую роль.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 21 февраля 2025 года №309-ЭС24-24485 по делу №А60-49862/2023
Документ: Решение АС Свердловской области от 16 ноября 2023 года по делу №А60-49862/2023
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Московское УФАС представило итоги первого квартала 2025 года, охватывающие картели, укрупненные лоты и недостоверные сведения24.04.2025Московское управление Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) представило обзор правоприменительной практики за первый квартал 2025 года
-
Неустойка по контракту: ещё раз о важном16.11.2023Вопрос о правомерности списания штрафных санкций, которые были предъявлены контрагентам, остается актуальным на протяжении нескольких лет. Речь идет о Правилах списания сумм неустоек, штрафов и пеней, которые были начислены поставщику (подрядчику, исполнителю), но не были списаны заказчиком из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом
-
Минфин разъяснил нюансы определения страны происхождения товара для медицинских изделий25.06.2025Министерство финансов Российской Федерации в ответ на запрос предоставило разъяснения относительно порядка определения страны происхождения медицинских изделий, у которых в регистрационном удостоверении указаны несколько производственных площадок, расположенных в различных странах