Особое внимание Прокуроров привлекают контракты, расторгнутые по соглашению сторон, при этом цель закупок не достигнута. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 19 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
В предмет доказывания входит установление наличия правовых и фактических обстоятельств для заявления одностороннего отказа от исполнения контракта.
1) Расторжение сделки по соглашению сторон могут признать незаконным, если доказано нарушение публичных интересов. В случае ненадлежащего выполнения работ по государственному контракту и отсутствия у подрядчика намерения продолжать исполнение контракта в целях устранения недостатков, речь идет, по сути, не о праве, а об обязанности заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения такого контракта.
2) Соглашение о расторжении контракта признали притворной сделкой, стороны которой хотели прикрыть неизбежный односторонний отказ. Прекращение исполнения контракта на основании добровольного соглашения о его расторжении сторонами и в результате одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по причине недобросовестности подрядчика имеет совершенно разные правовые последствия для подрядчика. В условиях, когда прекращение государственного контракта обусловлено виновными действиями или бездействием одной из его сторон, такая сторона не должна освобождаться от ответственности за свое неразумное и неосмотрительное поведение, приведшее к бюджетным затратам.
Документ: Постановление от 03.06.2025 N 11АП-3702/2025 по делу N А55-31943/2024
3) Заказчик заявил об одностороннем отказе до наступления промежуточных сроков работ и не подтвердил, что подрядчик не сможет закончить этап вовремя. Контракт при отсутствии оснований для расторжения считается действующим. Отсутствие в Федеральном законе N 44-ФЗ положений о возможности возобновления отношений сторон в рамках государственного контракта по ранее расторгнутому контракту не лишает подрядчика возможности по защите и восстановлению своих прав и законных интересов.
4) Суд посчитал, что ответчик не предоставил достаточных доказательств серьезных нарушений со стороны подрядчика, оправдывающих расторжение контракта. Суд отметил, что работы фактически проводились, и отклонение от графика не было столь критичным, чтобы считать дальнейшее выполнение контракта невозможным. График производства работ нельзя трактовать как достижение сторонами договоренности о последовательном поэтапном выполнении работ. В графике выполнения работ отражены отдельные сроки выполнения отдельных видов работ, данные работы не объединены сторонами в конкретный этап, завершением которого достигался бы определенный овеществленный результат.
Документ: Постановление от 25.12.2024 N 15АП-17898/2024 по делу N А53-26357/2024
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
УФАС: госзаказчикам не следует включать в один лот работы из разных позиций доптребований10.11.2023Заказчик осуществлял приобретение работ по комплексному обслуживанию помещений, включая текущий ремонт и уборку -
Примеры судебной практики по пропуску срока подписания договора согласно Закону № 223-ФЗ за 2024-2025 годы24.09.2025Победителей закупок, которые пропустили срок подписания договора, не включали в РНП по разным причинам. В одном случае уважительным поводом посчитали существенную ошибку в ценовом предложении, в другом – отказ банков в выдаче гарантии -
Верховный суд о взыскании с заказчика стоимости дополнительных работ15.03.2025Верховный суд Российской Федерации подтвердил позицию нижестоящих судов о том, что подрядчик, выполняющий государственный контракт на строительные работы, имеет право на судебное взыскание стоимости дополнительных работ с заказчика, даже при отсутствии подписанного сторонами дополнительного соглашения. Для этого необходимо, чтобы подрядчик: 1. Обнаружил в процессе строительства работы, не учтенные в технической документации, и в связи с этим появилась необходимость выполнения дополнительных работ, что повлияло на увеличение сметной стоимости


