Законность удержания неустойки из оплаты при наличии оснований для ее списания является важным аспектом в сфере гражданского права. В данном контексте возникают несколько ключевых вопросов, на которые предоставлены разъяснения в обзоре от «Консультант-Плюс».
1. **Риски удержания неустойки**. Арбитражный суд Московского округа не поддержал позицию заказчика, который удержал неустойку из оплаты, ссылаясь на условия контракта. Суд указал, что возможность списания неустойки не зависит от согласованных условий расчетов в контракте. Данная позиция также разделяется Арбитражными судами Западно-Сибирского и Северо-Кавказского округов, в то время как Минфин придерживается иного мнения.
2. **Добровольная уплата**. Арбитражный суд Уральского округа взыскал с заказчика неосновательное обогащение, отметив, что тот не предпринял шагов для списания неустойки, несмотря на ее добровольную уплату подрядчиком по претензии. Суд установил, что контрагент внес средства под давлением риска негативных последствий, и рекомендовал заказчику рассмотреть возможность списания неустойки. В свою очередь, Арбитражные суды Московского и Поволжского округов в аналогичных делах пришли к выводу, что списание возможно лишь в отношении неуплаченной неустойки.
3. **Право на списание неустойки**. Верховный Суд Российской Федерации в одном из дел поддержал подрядчика, отметив, что несогласие с неустойкой не препятствует праву на ее списание в судебном порядке. Также была подчеркнута норма, согласно которой запрет на списание штрафов и пеней, если контрагент не подтвердил их наличие, касается исключительно решений заказчика. Данная позиция поддерживается Арбитражными судами Московского, Северо-Кавказского и Уральского округов.
Таким образом, вопросы о списании неустойки и ее удержании требуют внимательного анализа и учета различных правовых позиций.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Минфин уточнил требования к контролю операций при казначейском сопровождении20.05.2025Министерство финансов Российской Федерации внесло изменения в порядок санкционирования операций по казначейскому сопровождению -
Минфин обьяснил правила указания цен и расчетов в документах о приемке26.02.2025В соответствии с требованиями Правил ведения реестра контрактов, сведения и документы, подтверждающие приемку товаров, работ или услуг, должны быть обязательно включены в реестр. При этом необходимо соблюдать установленный порядок указания стоимостных показателей в первичных документах. Цена за единицу товара, работы или услуги должна быть округлена по правилам математического округления до 11 знаков после запятой. Общая стоимость исполненных обязательств, включая сумму налога, если он предусмотрен, округляется до 2 знаков после запятой -
Описание правил закупок для новых регионов и муниципалитетов в 2024 году.21.12.2023Постановлением № 2039 от 30.11.2023 года было решено продлить особенности планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях, до конца 2024 года


