Законность удержания неустойки из оплаты при наличии оснований для ее списания является важным аспектом в сфере гражданского права. В данном контексте возникают несколько ключевых вопросов, на которые предоставлены разъяснения в обзоре от «Консультант-Плюс».
1. **Риски удержания неустойки**. Арбитражный суд Московского округа не поддержал позицию заказчика, который удержал неустойку из оплаты, ссылаясь на условия контракта. Суд указал, что возможность списания неустойки не зависит от согласованных условий расчетов в контракте. Данная позиция также разделяется Арбитражными судами Западно-Сибирского и Северо-Кавказского округов, в то время как Минфин придерживается иного мнения.
2. **Добровольная уплата**. Арбитражный суд Уральского округа взыскал с заказчика неосновательное обогащение, отметив, что тот не предпринял шагов для списания неустойки, несмотря на ее добровольную уплату подрядчиком по претензии. Суд установил, что контрагент внес средства под давлением риска негативных последствий, и рекомендовал заказчику рассмотреть возможность списания неустойки. В свою очередь, Арбитражные суды Московского и Поволжского округов в аналогичных делах пришли к выводу, что списание возможно лишь в отношении неуплаченной неустойки.
3. **Право на списание неустойки**. Верховный Суд Российской Федерации в одном из дел поддержал подрядчика, отметив, что несогласие с неустойкой не препятствует праву на ее списание в судебном порядке. Также была подчеркнута норма, согласно которой запрет на списание штрафов и пеней, если контрагент не подтвердил их наличие, касается исключительно решений заказчика. Данная позиция поддерживается Арбитражными судами Московского, Северо-Кавказского и Уральского округов.
Таким образом, вопросы о списании неустойки и ее удержании требуют внимательного анализа и учета различных правовых позиций.
другие материалы
-
Описание правил закупок для новых регионов и муниципалитетов в 2024 году.21.12.2023Постановлением № 2039 от 30.11.2023 года было решено продлить особенности планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях, до конца 2024 года
-
Разъяснение порядка применения национального режима30.10.2024Представители Министерства финансов Российской Федерации разъяснили, что национальный режим в сфере государственных и муниципальных закупок применяется по общему правилу, независимо от наличия международного договора о предоставлении национального режима для конкретного иностранного государства
-
Казначейство официально сообщило о выявленных нарушениях, совершенных заказчиками14.02.2024Федеральное казначейство представило официальный обзор результатов контрольной деятельности в субъектах РФ за I полугодие 2023 года