По смыслу пункта 1 статьи 711 и пункта 1 статьи 746 ГК РФ по договору строительного подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ.
В пункте 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.01.2000 №51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» содержится разъяснение, в соответствии с которым наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ.
Указанное разъяснение в совокупности с рядом норм ГК РФ, в частности статьями 753 - 756, направлено на защиту заказчика от недобросовестных действий подрядчика и не препятствует ему заявить в суде возражения по качеству, объему и стоимости работ.
Арбитражный суд города Москвы в решении от 30.09.2024 по делу №А40-193312/22-151-1466 установил:
В соответствии с условиями контракта в случае установления уполномоченными контрольными органами фактов выполнения работ не в полном объеме и/или завышения их стоимости подрядчик осуществляет возврат заказчику излишне уплаченных денежных средств.
Таким образом, получение подрядчиком оплаты за работы в объеме, превышающем объем фактически выполненных работ, является недопустимым.
Помимо завышения объемов выполненных работ, контрольным обмером установлено выполнение и оплата работ, непредусмотренных контрактом, при этом, выполнение дополнительных работ возможно только при условии заключения сторонами дополнительного соглашения о выполнении дополнительных работ и увеличении цены контракта.
Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 16.12.2024 №09АП-74141/2024 по указанному делу также отметил, что подрядчик, не выполнивший обязанности по своевременному предупреждению заказчика и согласованию дополнительных работ, лишается права требовать их оплаты и возмещения, вызванных этим убытков.
Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 30.05.2025 решения нижестоящих судов оставил без изменения, указав:
При этом судами установлено, что стороны не заключали дополнительного соглашения к контракту о выполнении дополнительных работ и увеличении цены контракта в порядке, установленном законодательством РФ и условиями контракта, что исключает возможность получения подрядчиком оплаты за работы, не предусмотренные контрактом.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Нормирование закупок автономных учреждений08.10.2024Специалисты Министерства финансов Российской Федерации разъяснили, что субъекты, указанные в части 5 статьи 19 Закона № 44-ФЗ, устанавливают требования исключительно в отношении закупаемых ими, а также их территориальными органами и подведомственными казенными и бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг. Это включает в себя предельные цены на указанные товары, работы и услуги, а также нормативные затраты, связанные с выполнением функций этих органов и учреждений
-
Обновлены рекомендации по требованиям к содержанию и структуре заявок10.06.2025Департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края обновил рекомендуемую форму документа «Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом № 44-ФЗ». Внесенные изменения касаются пунктов 1.2 (аукцион, котировка) и 2.2 (конкурс) заявки, в частности, уточнен перечень документов, подтверждающих наличие лицензии
-
Минпромторг официально высказал свою позицию относительно применения постановлений №616 и №61705.02.2024В соответствии с официальным письмом №112459/12 от 19.10.2023 ведомство разъяснило следующее: заключения, выданные Минпромторгом России до вступления в силу постановления №2519, относительно продукции, включенной в разделы III, V, VII, XXI, XXV и XXVI приложения к постановлению №719, не содержат информацию о совокупном количестве баллов. Согласно пункту 10 постановления №616, информация о совокупном количестве баллов указывается участником вместе с номерами реестровых записей в качестве подтверждения соответствия закупки требованиям данного