По смыслу пункта 1 статьи 711 и пункта 1 статьи 746 ГК РФ по договору строительного подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ.
В пункте 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.01.2000 №51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» содержится разъяснение, в соответствии с которым наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ.
Указанное разъяснение в совокупности с рядом норм ГК РФ, в частности статьями 753 - 756, направлено на защиту заказчика от недобросовестных действий подрядчика и не препятствует ему заявить в суде возражения по качеству, объему и стоимости работ.
Арбитражный суд города Москвы в решении от 30.09.2024 по делу №А40-193312/22-151-1466 установил:
В соответствии с условиями контракта в случае установления уполномоченными контрольными органами фактов выполнения работ не в полном объеме и/или завышения их стоимости подрядчик осуществляет возврат заказчику излишне уплаченных денежных средств.
Таким образом, получение подрядчиком оплаты за работы в объеме, превышающем объем фактически выполненных работ, является недопустимым.
Помимо завышения объемов выполненных работ, контрольным обмером установлено выполнение и оплата работ, непредусмотренных контрактом, при этом, выполнение дополнительных работ возможно только при условии заключения сторонами дополнительного соглашения о выполнении дополнительных работ и увеличении цены контракта.
Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 16.12.2024 №09АП-74141/2024 по указанному делу также отметил, что подрядчик, не выполнивший обязанности по своевременному предупреждению заказчика и согласованию дополнительных работ, лишается права требовать их оплаты и возмещения, вызванных этим убытков.
Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 30.05.2025 решения нижестоящих судов оставил без изменения, указав:
При этом судами установлено, что стороны не заключали дополнительного соглашения к контракту о выполнении дополнительных работ и увеличении цены контракта в порядке, установленном законодательством РФ и условиями контракта, что исключает возможность получения подрядчиком оплаты за работы, не предусмотренные контрактом.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Предлагают отменить запрет на деятельность унитарных предприятий09.11.2024Согласно Закону от 27.12.2019 г. № 485-ФЗ, унитарные предприятия, не соответствующие установленным требованиям, подлежат ликвидации или реорганизации с 01 января 2025 года по указанию антимонопольного органа. Вместе с тем, закрытие таких предприятий может негативно сказаться на уровне жизни населения, особенно в малых городах и сельской местности, где они предоставляют важные социальные услуги, включая продажу лекарств. В связи с этим рассматривается возможность отмены запрета на их деятельность. Документ: Законопроект № 754275-8
-
Верховный суд подтвердил, что ООО вправе пользоваться преимуществами по ст. 29 Закона № 44-ФЗ02.02.2025Верховный суд Российской Федерации подтвердил позицию нижестоящих судов, согласно которой общество с ограниченной ответственностью, учрежденное региональным отделением общероссийской организации инвалидов, может воспользоваться преференциями, предусмотренными статьей 29 Закона № 44-ФЗ. При проведении закупок, в извещениях о которых установлено преимущество для организаций инвалидов в размере 15%, заказчик не вправе не применять к цене победителя данного закупочного процесса предусмотренное законом увеличение на 15%. Учитывая, что
-
ФАС и Минпромторг разъяснили основные положения относительно баллов, описания объектов закупки и ГИСП27.04.2025На площадке Форума «ГОСЗАКАЗ» состоялась встреча представителей Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг), на которой были рассмотрены ключевые аспекты, касающиеся национального режима, работы с Реестром российской промышленной продукции, а также подходов к описанию объектов закупки