АДРЕС /  

г. Челябинск, ул. Ферросплавная, д. 126, оф. 2303  

Офис на карте
профессиональное сопровождение заказчиков и участников

Счётная палата провела анализ закупок в сфере строительства, выполненных в рамках национальных проектов

В анализ включены закупки с суммой контрактов свыше 20 миллионов рублей, всего исследовано 2 468 процедур общим объёмом финансирования в размере 676 миллиардов рублей. Особое внимание уделялось 555 контрактам, связанным со строительством 561 объекта, на сумму 289 миллиардов рублей, по которым изучались причины несоблюдения установленных сроков и недостижения планируемых результатов.

Основные выводы проверки:

1. В целом деятельность государственных и муниципальных заказчиков соответствует требованиям бюджетного и контрактного законодательства Российской Федерации.

2. Вместе с тем, на всех этапах закупочного цикла выявлены существенные недостатки, негативно влияющие на эффективность реализации контрактов. К ним относятся: задержки в доведении бюджетных средств до конечных получателей, отставание с началом закупочных процедур, позднее заключение контрактов, недостаточное применение типовой проектной документации, несовершенство нормативного регулирования, а также отсутствие системного взаимодействия между органами государственной власти и региональными заказчиками.

Ключевые выявленные проблемы:

- При планировании закупок установлены значительные сроки доведения бюджетных средств. К примеру, в Республике Карелия средства доводились более чем через два месяца после внесения изменений в бюджетную роспись.

- Около 70 % извещений по региональным закупкам и 50 % по муниципальным размещались в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) не ранее чем через два месяца после доведения лимитов. В отдельных случаях сроки размещения затягивались до одного года, что обусловлено отсутствием утверждённой проектно-сметной документации.

- В 14 % случаев сроки достижения результатов, зафиксированные в соглашениях о предоставлении субсидий, наступали раньше сроков исполнения контрактов (разница от 15 до 1 096 дней), что создаёт риск неисполнения обязательств и применения санкций к субъектам РФ.

- По данным ЕИС, в рассматриваемый период исполнено 924 контракта (37,4 % от общего числа) на сумму 132,5 млрд рублей, из них 309 (33,4 %) — с нарушением сроков. Основные причины: плохое качество проектной документации и недобросовестность подрядчиков.

- Было расторгнуто 16 % контрактов, при этом более 78 % — с малым и микробизнесом, не имеющим необходимых ресурсов. Большинство расторгнуты по соглашению сторон без указания причин, что, по мнению Счётной палаты, может скрывать недобросовестное поведение сторон и препятствовать применению штрафов.

- В 60,4 % контрактов вносились изменения в существенные условия. Нарушения при изменениях выявлены в 19 субъектах РФ.

- Несмотря на ограничение увеличения цены по контрактам «под ключ» на уровне 30 %, в ряде случаев оно обходилось: в 152 проанализированных контрактах почти в каждом пятом цена увеличивалась от 31,1 % до 250,2 %.

- Типовая проектная документация применялась только в 51 из 113 контрактов, где её использование было обязательным. В ряде случаев ТПД не соответствовала требованиям техрегламентов, что приводило к необходимости её корректировки, удорожанию и увеличению сроков реализации проектов.

Рекомендации Счётной палаты:

- Установить нормативный перечень оборудования, необходимого для эксплуатации объектов, создаваемых по контрактам «под ключ».

- Пересмотреть основания освобождения субъектов РФ от ответственности при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства.

Документ: Отчет Счетной палаты РФ

Источник: Счетная палата Российской Федерации

другие материалы