В анализ включены закупки с суммой контрактов свыше 20 миллионов рублей, всего исследовано 2 468 процедур общим объёмом финансирования в размере 676 миллиардов рублей. Особое внимание уделялось 555 контрактам, связанным со строительством 561 объекта, на сумму 289 миллиардов рублей, по которым изучались причины несоблюдения установленных сроков и недостижения планируемых результатов.
Основные выводы проверки:
1. В целом деятельность государственных и муниципальных заказчиков соответствует требованиям бюджетного и контрактного законодательства Российской Федерации.
2. Вместе с тем, на всех этапах закупочного цикла выявлены существенные недостатки, негативно влияющие на эффективность реализации контрактов. К ним относятся: задержки в доведении бюджетных средств до конечных получателей, отставание с началом закупочных процедур, позднее заключение контрактов, недостаточное применение типовой проектной документации, несовершенство нормативного регулирования, а также отсутствие системного взаимодействия между органами государственной власти и региональными заказчиками.
Ключевые выявленные проблемы:
- При планировании закупок установлены значительные сроки доведения бюджетных средств. К примеру, в Республике Карелия средства доводились более чем через два месяца после внесения изменений в бюджетную роспись.
- Около 70 % извещений по региональным закупкам и 50 % по муниципальным размещались в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) не ранее чем через два месяца после доведения лимитов. В отдельных случаях сроки размещения затягивались до одного года, что обусловлено отсутствием утверждённой проектно-сметной документации.
- В 14 % случаев сроки достижения результатов, зафиксированные в соглашениях о предоставлении субсидий, наступали раньше сроков исполнения контрактов (разница от 15 до 1 096 дней), что создаёт риск неисполнения обязательств и применения санкций к субъектам РФ.
- По данным ЕИС, в рассматриваемый период исполнено 924 контракта (37,4 % от общего числа) на сумму 132,5 млрд рублей, из них 309 (33,4 %) — с нарушением сроков. Основные причины: плохое качество проектной документации и недобросовестность подрядчиков.
- Было расторгнуто 16 % контрактов, при этом более 78 % — с малым и микробизнесом, не имеющим необходимых ресурсов. Большинство расторгнуты по соглашению сторон без указания причин, что, по мнению Счётной палаты, может скрывать недобросовестное поведение сторон и препятствовать применению штрафов.
- В 60,4 % контрактов вносились изменения в существенные условия. Нарушения при изменениях выявлены в 19 субъектах РФ.
- Несмотря на ограничение увеличения цены по контрактам «под ключ» на уровне 30 %, в ряде случаев оно обходилось: в 152 проанализированных контрактах почти в каждом пятом цена увеличивалась от 31,1 % до 250,2 %.
- Типовая проектная документация применялась только в 51 из 113 контрактов, где её использование было обязательным. В ряде случаев ТПД не соответствовала требованиям техрегламентов, что приводило к необходимости её корректировки, удорожанию и увеличению сроков реализации проектов.
Рекомендации Счётной палаты:
- Установить нормативный перечень оборудования, необходимого для эксплуатации объектов, создаваемых по контрактам «под ключ».
- Пересмотреть основания освобождения субъектов РФ от ответственности при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства.
Документ: Отчет Счетной палаты РФ
Источник: Счетная палата Российской Федерации
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Изменения в порядок ведения госреестра лекарственных средств (ГРЛС)08.11.2024Проект внесения изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 февраля 2016 года №80н размещен на портале проектов нормативных актов. Основная цель документа — уточнение состава сведений о препаратах, которые подлежат размещению в Государственном реестре лекарственных средств (ГРЛС). Министерство предлагает расширить перечень информации, содержащейся в реестровой записи -
Суд напомнил: срок поставки — не включает приёмку товара заказчиком20.08.2025В соответствии с договором, заключённым в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, сторонами установлен конкретный срок поставки, при этом датой поставки признан день подписания акта приёма-передачи и иных документов, подтверждающих качество товара. Возник спор относительно того, включается ли время, отведённое на приёмку товара, в срок поставки, а также с какого момента следует исчислять просрочку. Нижестоящие суды признали, что срок поставки включает в себя время, необходимое для приёмки, что обязывает поставщика передать товар заблаговременно -
Поставка медицинского оборудования с конкретным кодом вида НКМИ02.10.2024Верховный суд Российской Федерации подтвердил позицию нижестоящих судов о том, что заказчики, действующие в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, имеют право при проведении закупок медицинских изделий, включая электроэнцефалограф с кодом номенклатурной классификации медицинского изделия (НКМИ) 29870, устанавливать неизменный показатель кода данного изделия в Описании объекта закупки. Это условие является ключевым для определения потребностей заказчика и не подлежит изменению


