В анализ включены закупки с суммой контрактов свыше 20 миллионов рублей, всего исследовано 2 468 процедур общим объёмом финансирования в размере 676 миллиардов рублей. Особое внимание уделялось 555 контрактам, связанным со строительством 561 объекта, на сумму 289 миллиардов рублей, по которым изучались причины несоблюдения установленных сроков и недостижения планируемых результатов.
Основные выводы проверки:
1. В целом деятельность государственных и муниципальных заказчиков соответствует требованиям бюджетного и контрактного законодательства Российской Федерации.
2. Вместе с тем, на всех этапах закупочного цикла выявлены существенные недостатки, негативно влияющие на эффективность реализации контрактов. К ним относятся: задержки в доведении бюджетных средств до конечных получателей, отставание с началом закупочных процедур, позднее заключение контрактов, недостаточное применение типовой проектной документации, несовершенство нормативного регулирования, а также отсутствие системного взаимодействия между органами государственной власти и региональными заказчиками.
Ключевые выявленные проблемы:
- При планировании закупок установлены значительные сроки доведения бюджетных средств. К примеру, в Республике Карелия средства доводились более чем через два месяца после внесения изменений в бюджетную роспись.
- Около 70 % извещений по региональным закупкам и 50 % по муниципальным размещались в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) не ранее чем через два месяца после доведения лимитов. В отдельных случаях сроки размещения затягивались до одного года, что обусловлено отсутствием утверждённой проектно-сметной документации.
- В 14 % случаев сроки достижения результатов, зафиксированные в соглашениях о предоставлении субсидий, наступали раньше сроков исполнения контрактов (разница от 15 до 1 096 дней), что создаёт риск неисполнения обязательств и применения санкций к субъектам РФ.
- По данным ЕИС, в рассматриваемый период исполнено 924 контракта (37,4 % от общего числа) на сумму 132,5 млрд рублей, из них 309 (33,4 %) — с нарушением сроков. Основные причины: плохое качество проектной документации и недобросовестность подрядчиков.
- Было расторгнуто 16 % контрактов, при этом более 78 % — с малым и микробизнесом, не имеющим необходимых ресурсов. Большинство расторгнуты по соглашению сторон без указания причин, что, по мнению Счётной палаты, может скрывать недобросовестное поведение сторон и препятствовать применению штрафов.
- В 60,4 % контрактов вносились изменения в существенные условия. Нарушения при изменениях выявлены в 19 субъектах РФ.
- Несмотря на ограничение увеличения цены по контрактам «под ключ» на уровне 30 %, в ряде случаев оно обходилось: в 152 проанализированных контрактах почти в каждом пятом цена увеличивалась от 31,1 % до 250,2 %.
- Типовая проектная документация применялась только в 51 из 113 контрактов, где её использование было обязательным. В ряде случаев ТПД не соответствовала требованиям техрегламентов, что приводило к необходимости её корректировки, удорожанию и увеличению сроков реализации проектов.
Рекомендации Счётной палаты:
- Установить нормативный перечень оборудования, необходимого для эксплуатации объектов, создаваемых по контрактам «под ключ».
- Пересмотреть основания освобождения субъектов РФ от ответственности при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства.
Документ: Отчет Счетной палаты РФ
Источник: Счетная палата Российской Федерации
другие материалы
-
Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: ключевые акценты контролирующих органов в обзорах за март 2025 года29.05.2025Заказчики не применяли защитные меры в виде ограничений, устанавливали неправильный порядок оценки заявок и вводили избыточные требования к ним при проведении закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). Данная информация представлена в обзоре от «Консультант-Плюс». **Неприменение ограничения закупок иностранных товаров** Контролирующие органы не согласились с позицией заказчика, который в рамках закупки на поставку продукции из перечня N 2 не установил защитные меры в виде ограничений
-
Минфин разъяснил процедуры закупок до конца 2024 года при превышении плана-графика над лимитами бюджетных обязательств заказчика24.12.2024В соответствии с письмом регулятора сообщаем следующее: В случае необходимости осуществления закупок товаров, работ и услуг до конца 2024 года, при получении обращений от заказчиков о невозможности проведения таких закупок из-за превышения плана-графика закупок над установленными лимитами бюджетных обязательств, Министерство финансов Российской Федерации считает целесообразным рекомендовать Федеральному казначейству внести изменения в реестр контрактов, заключённых заказчиками
-
ПАО «Ростелеком» приступает к развитию ГИС «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере»29.12.2024Правительство Российской Федерации приняло соответствующее распоряжение о проведении закупок, которые будут осуществлены Социальным фондом России в период с 2024 по 2026 годы. Единственному исполнителю поручено выполнить работы по интеграции актуальных функций Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). Данная инициатива направлена на обеспечение комплексного подхода к реализации всех процессов, необходимых для назначения и предоставления мер социальной поддержки гражданам