В анализ включены закупки с суммой контрактов свыше 20 миллионов рублей, всего исследовано 2 468 процедур общим объёмом финансирования в размере 676 миллиардов рублей. Особое внимание уделялось 555 контрактам, связанным со строительством 561 объекта, на сумму 289 миллиардов рублей, по которым изучались причины несоблюдения установленных сроков и недостижения планируемых результатов.
Основные выводы проверки:
1. В целом деятельность государственных и муниципальных заказчиков соответствует требованиям бюджетного и контрактного законодательства Российской Федерации.
2. Вместе с тем, на всех этапах закупочного цикла выявлены существенные недостатки, негативно влияющие на эффективность реализации контрактов. К ним относятся: задержки в доведении бюджетных средств до конечных получателей, отставание с началом закупочных процедур, позднее заключение контрактов, недостаточное применение типовой проектной документации, несовершенство нормативного регулирования, а также отсутствие системного взаимодействия между органами государственной власти и региональными заказчиками.
Ключевые выявленные проблемы:
- При планировании закупок установлены значительные сроки доведения бюджетных средств. К примеру, в Республике Карелия средства доводились более чем через два месяца после внесения изменений в бюджетную роспись.
- Около 70 % извещений по региональным закупкам и 50 % по муниципальным размещались в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) не ранее чем через два месяца после доведения лимитов. В отдельных случаях сроки размещения затягивались до одного года, что обусловлено отсутствием утверждённой проектно-сметной документации.
- В 14 % случаев сроки достижения результатов, зафиксированные в соглашениях о предоставлении субсидий, наступали раньше сроков исполнения контрактов (разница от 15 до 1 096 дней), что создаёт риск неисполнения обязательств и применения санкций к субъектам РФ.
- По данным ЕИС, в рассматриваемый период исполнено 924 контракта (37,4 % от общего числа) на сумму 132,5 млрд рублей, из них 309 (33,4 %) — с нарушением сроков. Основные причины: плохое качество проектной документации и недобросовестность подрядчиков.
- Было расторгнуто 16 % контрактов, при этом более 78 % — с малым и микробизнесом, не имеющим необходимых ресурсов. Большинство расторгнуты по соглашению сторон без указания причин, что, по мнению Счётной палаты, может скрывать недобросовестное поведение сторон и препятствовать применению штрафов.
- В 60,4 % контрактов вносились изменения в существенные условия. Нарушения при изменениях выявлены в 19 субъектах РФ.
- Несмотря на ограничение увеличения цены по контрактам «под ключ» на уровне 30 %, в ряде случаев оно обходилось: в 152 проанализированных контрактах почти в каждом пятом цена увеличивалась от 31,1 % до 250,2 %.
- Типовая проектная документация применялась только в 51 из 113 контрактов, где её использование было обязательным. В ряде случаев ТПД не соответствовала требованиям техрегламентов, что приводило к необходимости её корректировки, удорожанию и увеличению сроков реализации проектов.
Рекомендации Счётной палаты:
- Установить нормативный перечень оборудования, необходимого для эксплуатации объектов, создаваемых по контрактам «под ключ».
- Пересмотреть основания освобождения субъектов РФ от ответственности при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства.
Документ: Отчет Счетной палаты РФ
Источник: Счетная палата Российской Федерации
другие материалы
-
Разъяснение: какие организации отвечают за установку и соблюдение правил нормирования22.10.2024Основные положения письма Министерства финансов Российской Федерации от 30 августа 2024 года № 24-06-06/82147: 1. Правила нормирования подлежат применению исключительно организациями, указанными в части 5 статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ, а также их подведомственными учреждениями. 2. К таким организациям относятся: - Государственные органы; - Органы управления государственными внебюджетными фондами; - Муниципальные органы; - Учреждения в сферах науки, образования, культуры и здравоохранения, имеющие стратегическое значение. 3
-
О сроках оплаты при закупках по закону №223-ФЗ26.12.2023Вопрос: Может ли заказчик установить срок оплаты более 7 рабочих дней при размещении конкурентной закупки в соответствии с Законом №223-ФЗ? Ответ: Да, заказчик вправе установить срок оплаты более 7 рабочих дней, если такая возможность предусмотрена Положением о закупке заказчика и закупка не осуществляется с преимуществом для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Обоснование: В соответствии с частью 5.3 статьи 3 Закона №223-ФЗ, срок оплаты должен составлять не более 7 рабочих дней с даты приемки товара (выполненной
-
Приказ № 126н Минфина России не распространяется на код ОКПД 2 26.20.18.12026.03.2024Специалисты Минфина России указывают, что в приложениях к приказу N 126н от 04.06.2018 «Об условиях допуска товаров из-за границы для государственных закупок» содержится позиция с кодом ОКПД 2 26.20.18.000 — «Периферийные устройства с несколькими функциями». Однако данная позиция была исключена из классификатора ОКПД 2 в связи с уточнением группировки 26.20.18. Поэтому при закупке товаров с кодом ОКПД 2 26.20.18.120 условия, установленные в указанном приказе, не применимы