В анализ включены закупки с суммой контрактов свыше 20 миллионов рублей, всего исследовано 2 468 процедур общим объёмом финансирования в размере 676 миллиардов рублей. Особое внимание уделялось 555 контрактам, связанным со строительством 561 объекта, на сумму 289 миллиардов рублей, по которым изучались причины несоблюдения установленных сроков и недостижения планируемых результатов.
Основные выводы проверки:
1. В целом деятельность государственных и муниципальных заказчиков соответствует требованиям бюджетного и контрактного законодательства Российской Федерации.
2. Вместе с тем, на всех этапах закупочного цикла выявлены существенные недостатки, негативно влияющие на эффективность реализации контрактов. К ним относятся: задержки в доведении бюджетных средств до конечных получателей, отставание с началом закупочных процедур, позднее заключение контрактов, недостаточное применение типовой проектной документации, несовершенство нормативного регулирования, а также отсутствие системного взаимодействия между органами государственной власти и региональными заказчиками.
Ключевые выявленные проблемы:
- При планировании закупок установлены значительные сроки доведения бюджетных средств. К примеру, в Республике Карелия средства доводились более чем через два месяца после внесения изменений в бюджетную роспись.
- Около 70 % извещений по региональным закупкам и 50 % по муниципальным размещались в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) не ранее чем через два месяца после доведения лимитов. В отдельных случаях сроки размещения затягивались до одного года, что обусловлено отсутствием утверждённой проектно-сметной документации.
- В 14 % случаев сроки достижения результатов, зафиксированные в соглашениях о предоставлении субсидий, наступали раньше сроков исполнения контрактов (разница от 15 до 1 096 дней), что создаёт риск неисполнения обязательств и применения санкций к субъектам РФ.
- По данным ЕИС, в рассматриваемый период исполнено 924 контракта (37,4 % от общего числа) на сумму 132,5 млрд рублей, из них 309 (33,4 %) — с нарушением сроков. Основные причины: плохое качество проектной документации и недобросовестность подрядчиков.
- Было расторгнуто 16 % контрактов, при этом более 78 % — с малым и микробизнесом, не имеющим необходимых ресурсов. Большинство расторгнуты по соглашению сторон без указания причин, что, по мнению Счётной палаты, может скрывать недобросовестное поведение сторон и препятствовать применению штрафов.
- В 60,4 % контрактов вносились изменения в существенные условия. Нарушения при изменениях выявлены в 19 субъектах РФ.
- Несмотря на ограничение увеличения цены по контрактам «под ключ» на уровне 30 %, в ряде случаев оно обходилось: в 152 проанализированных контрактах почти в каждом пятом цена увеличивалась от 31,1 % до 250,2 %.
- Типовая проектная документация применялась только в 51 из 113 контрактов, где её использование было обязательным. В ряде случаев ТПД не соответствовала требованиям техрегламентов, что приводило к необходимости её корректировки, удорожанию и увеличению сроков реализации проектов.
Рекомендации Счётной палаты:
- Установить нормативный перечень оборудования, необходимого для эксплуатации объектов, создаваемых по контрактам «под ключ».
- Пересмотреть основания освобождения субъектов РФ от ответственности при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства.
Документ: Отчет Счетной палаты РФ
Источник: Счетная палата Российской Федерации
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Минприроды РФ предложило стандартные условия госконтрактов по обращению с безнадзорными животными02.01.2024Предлагается применять типовые условия контрактов при проведении закупок работ, связанных с организацией мероприятий по обращению с безнадзорными животными, таких как отлов -
Проект контракта, заключаемый с единственным поставщиком через ЕИС и подлежащий контролю по Постановлению №1193, направляется в орган контроля в электронной форме26.08.2025В соответствии с частью 6 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1193, утверждающим правила осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 указанного закона (далее — Правила № 1193), проект контракта при закупках у единственного поставщика направляется в орган контроля в установленном порядке. Согласно подпункту «а» пункта 25 Правил № 1193, в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 6, 7, 10–14 -
В 2024 году Минстрой утвердил процедуру подтверждения пригодности для строительства новых изделий и технологий без нормативного регулирования19.03.2024В 2024 году Минстрой РФ утвердил возможность подтверждения пригодности для использования в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий, которые не охвачены действующими строительными нормами, национальными стандартами и другими регулирующими документами. Согласно приказу Минстрой РФ от 08.02.2024 № 80/пр, в текущем году такая пригодность может быть подтверждена техническим свидетельством, которое выдается ФАУ «Федеральным центром нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве


