В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона №223-ФЗ, победителем торгов на конкурсной основе признается лицо, предложившее наилучшие условия выполнения договора, в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в конкурсной документации на основании положения о закупке. В случае аукциона, победителем становится лицо, предложившее наименьшую цену договора. Если аукцион проводится для определения права на заключение договора и цена снижена до нуля, победителем становится лицо, предложившее наивысшую цену.
При установлении начальной (максимальной) цены договора в документации о закупке заказчик обязан указать единую цену для всех участников, независимо от системы налогообложения, при этом необходимо уточнить, включен ли в указанную цену НДС.
Наличие нескольких значений начальной (максимальной) цены договора в документации противоречит требованиям Закона №223-ФЗ и может вызвать неоднозначное толкование со стороны участников закупки, что затрудняет объективную оценку их возможностей при формировании ценового предложения.
Эта позиция была изложена в письме ФАС России от 22.08.2018 №АД/66562/18.
Астраханское УФАС России в своем решении от 09.08.2024 №030/07/3-880/2024 подчеркивает, что заказчик не имеет правовых оснований для внесения каких-либо вычетов из ценовых предложений или применения особых условий оценки и сопоставления заявок для разных категорий налогоплательщиков.
В Законе №223-ФЗ отсутствуют нормы, позволяющие применять единый базис оценки цены, предложенной участником, без учета НДС.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 23.11.2023 №АКПИ23-809 установил, что возможность установления различных значений цены для участников закупки, в зависимости от применяемой ими системы налогообложения, не соответствует требованиям частей 22 статьи 3.2 и 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ. Согласно этим положениям, в документации должно быть указано одно значение начальной (максимальной) цены для всех участников, что обеспечивает равенство условий для участников, применяющих различные налоговые режимы.
В настоящее время в Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект №719, который предполагает внесение изменений в Закон №223-ФЗ с целью уточнения порядка установления начальной (максимальной) цены договора и более четкого определения требований к конкурсной документации. Основная цель законопроекта — устранение правовых неопределенностей и обеспечение равных условий для всех участников закупки, независимо от системы налогообложения.
Проект закона включает следующие ключевые моменты:
1. Установление единого подхода к определению начальной (максимальной) цены договора, который должен быть одинаковым для всех участников, что исключит возможность неоднозначного толкования.
2. Обязанность заказчиков указывать, включен ли НДС в начальную (максимальную) цену, что позволит участникам более точно формировать свои ценовые предложения и избегать недоразумений.
3. Обеспечение равенства условий для участников с различными системами налогообложения, что повысит конкурентоспособность и прозрачность процесса закупок.
Ожидается, что принятие данного законопроекта позволит улучшить практику закупок, снизить количество споров и обжалований со стороны участников, а также повысит доверие к системе государственных закупок в целом.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Итоговый доклад ФАС России за 2024 год29.04.2025Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России представила итоговый доклад к расширенному заседанию Коллегии ФАС, состоявшемуся 23 апреля 2025 года. В отдельной главе документа рассматриваются вопросы контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе и законодательства о закупках. В частности, в докладе освещаются следующие моменты: 1 -
Принуждение заказчика на замену товара с улучшенными характеристиками является неправомерным21.02.2025Согласно части 7 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, при исполнении контракта допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги с улучшенными качественными, техническими и функциональными характеристиками, если такое решение согласовано заказчиком с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) -
С 01.04.2024 года заказчик обязан формировать контракт в структурированной форме в ЕИС для контрактов с единственным поставщиком по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ04.04.2024Согласно законодательству, ответственность за составление контракта в структурированной форме распространяется на контракты, которые заключаются в результате электронных процедур, включая закупки у единственного поставщика согласно части 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Согласно пункту 7 части 12 статьи 93 указанного закона заключение контракта осуществляется с участником закупки, чьей заявке присвоен первый номер, в соответствии с установленным порядком, предусмотренным статьей 51 данного Федерального закона, с учетом особенностей


