Заказчик заключил государственные контракты на строительство жилья, однако подрядчик выполнил работы лишь частично. В результате стороны пришли к соглашению о расторжении договоров. Для завершения строительства заказчику было необходимо заключить новый контракт, стоимость которого оказалась выше. Суды признали первоначальную сделку замещающей и обязали подрядчика возместить разницу в цене.
Общество частично исполнило два контракта, заключённых в рамках программы переселения граждан из аварийного жилья. Вместо обращения в суд для расторжения контрактов, стороны оформили соглашения о расторжении. Однако впоследствии эти соглашения были признаны ничтожными, поскольку фактически они служили прикрытием для уклонения подрядчика от выполнения обязательств.
После расторжения заказчик подписал новый госконтракт с другим исполнителем по более высокой цене. Прокуратура выступила с требованием о взыскании разницы как убытков, понесённых бюджетом.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, указав на улучшенные характеристики жилья и на то, что цена была самостоятельно сформирована заказчиком. Однако апелляционный суд отменил это решение, указав на следующие моменты:
- соглашения о расторжении были фиктивными;
- новое жильё является сопоставимым, а не лучшим;
- цена нового контракта обоснована, подтверждена Управлением федерального казначейства и связана с инфляцией.
Кассация поддержала выводы апелляции, сославшись на статьи 393.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункты 11 и 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 24 марта 2016 года. Верховный Суд Российской Федерации отказал в передаче дела на пересмотр, оставив судебные решения в силе.
Это имеет следующие последствия для заказчиков:
- Формальное расторжение контракта не освобождает подрядчика от ответственности за неисполнение обязательств.
- Разницу между ценой расторгнутого и нового контракта можно взыскать как убытки в связи с замещающей сделкой.
- Сопоставимость и обоснованность цены являются ключевыми условиями; поддержка Управления федерального казначейства и документация по начальной максимально допустимой цене контракта играют решающую роль.
- Подход к применению статьи 393.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в сфере государственных закупок подтверждён сложившейся судебной практикой, включая отказ Верховного Суда Российской Федерации в пересмотре данного дела.
другие материалы
-
Внесены изменения в методику определения сметной стоимости при закупках в строительстве04.04.202430 января 2024 года был опубликован приказ №55/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 марта 2024 года. Документ внес изменения в Методику определения сметной стоимости при закупках в сфере строительства, утвержденную приказом №421 от 4 августа 2020 года
-
Предлагается изменить правила казначейского сопровождения13.03.2024По новому проекту постановления Правительства РФ 01/01/02-24/00145978 предлагается внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2021 года № 2024. Основные моменты проекта включают: - изменения в отношении контрактов и договоров на закупку товаров, работ и услуг бюджетными и автономными учреждениями при финансировании за счет средств, требующих казначейского сопровождения;- установление особых условий ведения и использования лицевого счета при казначейском сопровождении целевых средств, полученных по
-
НДС - обычное условие контракта11.02.2025Министерство финансов Российской Федерации в письме от 7 февраля 2025 года № 24-06-07/10915 разъяснило вопрос о возможности изменения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в заключённых контрактах. В соответствии с представленными разъяснениями, участник закупки формирует своё ценовое предложение с учетом всех сопутствующих расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить согласно Налоговому кодексу Российской Федерации