Заказчик заключил государственные контракты на строительство жилья, однако подрядчик выполнил работы лишь частично. В результате стороны пришли к соглашению о расторжении договоров. Для завершения строительства заказчику было необходимо заключить новый контракт, стоимость которого оказалась выше. Суды признали первоначальную сделку замещающей и обязали подрядчика возместить разницу в цене.
Общество частично исполнило два контракта, заключённых в рамках программы переселения граждан из аварийного жилья. Вместо обращения в суд для расторжения контрактов, стороны оформили соглашения о расторжении. Однако впоследствии эти соглашения были признаны ничтожными, поскольку фактически они служили прикрытием для уклонения подрядчика от выполнения обязательств.
После расторжения заказчик подписал новый госконтракт с другим исполнителем по более высокой цене. Прокуратура выступила с требованием о взыскании разницы как убытков, понесённых бюджетом.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, указав на улучшенные характеристики жилья и на то, что цена была самостоятельно сформирована заказчиком. Однако апелляционный суд отменил это решение, указав на следующие моменты:
- соглашения о расторжении были фиктивными;
- новое жильё является сопоставимым, а не лучшим;
- цена нового контракта обоснована, подтверждена Управлением федерального казначейства и связана с инфляцией.
Кассация поддержала выводы апелляции, сославшись на статьи 393.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункты 11 и 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 24 марта 2016 года. Верховный Суд Российской Федерации отказал в передаче дела на пересмотр, оставив судебные решения в силе.
Это имеет следующие последствия для заказчиков:
- Формальное расторжение контракта не освобождает подрядчика от ответственности за неисполнение обязательств.
- Разницу между ценой расторгнутого и нового контракта можно взыскать как убытки в связи с замещающей сделкой.
- Сопоставимость и обоснованность цены являются ключевыми условиями; поддержка Управления федерального казначейства и документация по начальной максимально допустимой цене контракта играют решающую роль.
- Подход к применению статьи 393.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в сфере государственных закупок подтверждён сложившейся судебной практикой, включая отказ Верховного Суда Российской Федерации в пересмотре данного дела.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
В постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 внесены корректировки26.03.202421 марта 2024 года было опубликовано Постановление Правительства РФ от 16 марта 2024 года № 317, которое внесло изменения в требования к промышленной продукции для ее признания произведенной на территории Российской Федерации. Изменения затронули разделы «Продукция автомобилестроения» и «Продукция радиоэлектроники», а также ввели балльную систему оценки производства для определенных видов продукции. Расчет баллов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы был скорректирован -
Должен ли заказчик размещать в реестре контрактов заключение экспертизы, проведенной его сотрудниками?27.11.2023Ответ: Не должен, но вправе.Обоснование: В соответствии с третьей частью статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ, заказчик обязан провести экспертизу предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, чтобы проверить их соответствие условиям контракта.Экспертиза может быть проведена:- заказчиком самостоятельно (внутренняя экспертиза) или- с привлечением экспертов и экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ (внешняя экспертиза). В соответствии с седьмой частью статьи -
Неустойка по контракту: ещё раз о важном16.11.2023Вопрос о правомерности списания штрафных санкций, которые были предъявлены контрагентам, остается актуальным на протяжении нескольких лет. Речь идет о Правилах списания сумм неустоек, штрафов и пеней, которые были начислены поставщику (подрядчику, исполнителю), но не были списаны заказчиком из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом


