Согласно части 7 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, при исполнении контракта допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги с улучшенными качественными, техническими и функциональными характеристиками, если такое решение согласовано заказчиком с поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Исключением являются случаи, когда применяется национальный режим.
Закон не устанавливает конкретные критерии для определения улучшенных характеристик, что предоставляет заказчику возможность самостоятельно разработать такие критерии в соответствии с его потребностями.
В постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 24 октября 2024 года по делу № А14-21345/2023 было установлено, что в рамках цены контракта возможна поставка товаров с улучшенными характеристиками, однако это возможно только при согласовании с заказчиком.
Суды первой и апелляционной инстанций не учли, что положения части 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предоставляют заказчику право, а не обязательство согласовывать поставку товара с улучшенными характеристиками. Поставка товара, отличного от указанного в техническом задании, с улучшенными характеристиками возможна только после получения согласия заказчика на изменение предусмотренного контрактом товара.
Кроме того, вывод суда о том, что заказчик не провел экспертизу поставленного оборудования, является необоснованным. Указанный в товарных накладных товар не соответствовал условиям контракта, в связи с чем заказчик направил поставщику мотивированный отказ в приемке. Проведение экспертизы товара, не согласованного с условиями контракта, не предусмотрено.
Таким образом, согласие на замену товара на более качественный является правом заказчика, а не его обязанностью. Принуждение заказчика к принятию такого товара является неправомерным.
Верховный Суд Российской Федерации поддержал доводы Арбитражного суда Центрального округа в определении от 29 января 2025 года № 310-ЭС24-23685.
другие материалы
-
«ГОСЗАКАЗ-2025»: итоги дискуссии «Контрактная система: тенденции, перспективы, планы»27.04.2025Завершилось пленарное заседание с участием заместителя руководителя Казначейства России Анны Катамадзе, на котором были подведены итоги, намечены планы и проанализированы тенденции развития контрактной системы. Основные выводы заседания: - Проведена значительная работа по унификации и оптимизации национального режима
-
Порядок расчета НМЦК для бюджетных учреждений11.11.2024Министерство финансов Российской Федерации в ответ на запрос опубликовало разъяснение по определению начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) для бюджетных учреждений. В соответствии с данными разъяснениями, НМЦК определяется с применением одного или нескольких методов, указанных в части 1 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ. Все закупки должны быть включены в план-график, который формируется и утверждается после плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения
-
В 2025 году вступят в силу обновленные требования к казначейскому сопровождению государственных заказов23.01.2025Федеральное казначейство уведомило государственных заказчиков о введении новых требований к расширенному казначейскому сопровождению, которые вступят в силу в 2025 году