Оформление нескольких похожих сделок с единственным поставщиком, проведение экстренной закупки в период действия режима повышенной готовности и заключение контракта с организацией УИС, которая передает все работы на субподряд. Чем заказчик рискует в подобных ситуациях, читайте в обзоре от “КонсультантПлюс”.
1) Если единая цель ряда неконкурентных похожих малых закупок доказана, то суды могут увидеть дробление
АС Северо-Кавказского округа признал недействительными 23 контракта на капремонт, которые школа заключила с единственным поставщиком по правилам малых закупок. Цена каждой сделки – до 600 тыс. руб. Срок работ одинаковый. Результат приняли и оплатили более чем на 12 млн руб.
При оценке ситуации суд учел такие обстоятельства:
- идентичный предмет и период заключения контрактов, единая цель;
- непрерывность работ, применение одинаковых методик и технологий;
- искусственность дробления, т.е. отсутствие разумных оснований разбивать весь объем работ на отдельные сделки.
Также суд обязал подрядчика вернуть деньги, поскольку он не мог не знать, что выполняет ремонт без законного основания – единого контракта, заключенного по итогам конкурентной процедуры.
АС Уральского округа же не увидел дробления закупки, хотя школа в течение нескольких дней приобрела у одного и того же поставщика цифровые ученические лаборатории по биологии, физике и химии.
Суд решил, что спорные товары нельзя считать идентичными или однородными, поскольку у них разные предметные области. Также продукция отличалась по составу, функционалу, техническим характеристикам и др. Она не состояла из схожих компонентов, которые могли бы выполнять одинаковые функции или быть взаимозаменяемыми. Кроме того, закупка лабораторий не была направлена на достижение единого результата.
2) Режим повышенной готовности могут посчитать недостаточным основанием для проведения экстренной закупки
ВС РФ согласился с судами, которые признали недействительным контракт на услуги зимнего содержания объектов благоустройства. Суды отклонили ссылку заказчика на неблагоприятные метеоусловия и не приняли его доводы о действии на момент заключения контракта режима повышенной готовности.
Суды отметили: данный режим не доказывает чрезвычайность обстоятельств и не отменяет необходимость проводить конкурентные процедуры. Сама по себе потребность заказчика в спорных услугах не означает, что сторонам нужно срочно вступить в договорные отношения. Сложные погодные условия возникают ежегодно.
АС Восточно-Сибирского округа, напротив, встал в похожем споре на сторону заказчика. Суд поддержал довод о введении режима повышенной готовности и согласился, что срочную закупку угля провели из-за отсутствия нормативного запаса топлива в котельных.
3) При заключении прямых контрактов с организациями УИС нужно следить за личным исполнением
Заказчик заключил несколько контрактов на строительно-монтажные работы с организацией УИС как с единственным подрядчиком.
Башкортостанское УФАС увидело в этом ограничение конкуренции:
- по Закону N 44-ФЗ исполнять обязанности по контракту организация УИС обязана лично. Однако в контрактах стороны согласовали условие о возможности подрядчика выполнить работы самому либо с привлечением других лиц. Позднее объемы передали на субподряд. Их выполнили по более низкой цене;
- заказчику следовало контролировать ход работ. Так, он должен был владеть информацией, какие лица работают на объекте.
Московское УФАС при сходных обстоятельствах решило, что заказчик выбрал неверный способ закупки.
Источник: КонсультантПлюс
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Требования к поставщику после несостоявшейся закупки11.12.2023Министерство финансов Российской Федерации предупреждает Заказчиков о возможных незаконных действиях при подготовке извещения о закупке и закупочной документации. Эти действия могут включать установление условий, которые позволяют Заказчикам свести закупку к несостоявшейся. Примерами таких условий являются занижение фактических сроков работ и установление начальной (максимальной) цены контракта ниже рыночной стоимости работ или услуг -
Минфин планирует утвердить перечень СЗЛС в первой половине 2026 года (02.12.2025)03.12.2025Министерство финансов Российской Федерации предложило перенести дату полного внедрения национального режима на позиции списка стратегически значимых лекарственных средств на 1 июля 2026 года. В пояснительной записке к проекту разработчик отметил, что данное решение обусловлено необходимостью синхронизации сроков начала действия механизма закупок с утверждением обновленного перечня -
Верховный суд подтвердил мнение Минфина о недопустимости указания нескольких стран происхождения товара в заявках17.06.202529 мая 2025 года Верховный Суд Российской Федерации вынес решение по делу № АКПИ25-158, подтвердив законность позиции Министерства финансов, изложенной в письме от 13 марта 2025 года № 24-03-09/24756. В своем разъяснении Министерство финансов указало, что Федеральный закон № 44-ФЗ не допускает указания в заявке на участие в закупке нескольких стран происхождения товара


