Понятия «идентичные работы» и «однородные работы» определены в рамках Закона №44-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда гражданским законодательством не предусмотрены правила для регулируемых отношений и отсутствует применимый обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их сути, применяется гражданское законодательство, регулирующее схожие отношения, что подразумевает возможность применения норм Закона №44-ФЗ к правилам, установленным Законом №223-ФЗ в тех случаях, где это не охвачено последним.
Согласно части 13 статьи 22 Закона №44-ФЗ, идентичными товарами, работами и услугами признаются те, которые обладают одинаковыми основными признаками. В соответствии с частью 14 данной статьи, однородными товарами являются товары, которые, не будучи идентичными, имеют схожие характеристики и состоят из похожих компонентов, что позволяет им выполнять одинаковые функции и/или быть коммерчески взаимозаменяемыми. Часть 15 статьи 22 уточняет, что однородными работами и услугами признаются работы и услуги, которые, не будучи идентичными, имеют схожие характеристики, позволяющие им быть коммерчески и/или функционально взаимозаменяемыми.
Указанные понятия также нашли отражение в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Министерства экономического развития России от 02.10.2013 №567, а также в пунктах 26.14 и 26.15 Типового положения о закупках.
В решении Владимирского УФАС России от 19.12.2023 по делу №033/01/11-513/2023 отмечается, что для установления факта «дробления» предмета договоров необходимо соблюдение следующих условий:
1) предмет договоров предполагает поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, являющихся однородными или идентичными;
2) поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг направлено на удовлетворение единой нужды заказчика;
3) такие договоры заключены с одним лицом.
Заключение ряда взаимосвязанных договоров с единственным поставщиком, фактически образующих единую сделку, с целью формального соблюдения ограничений в обход норм Закона №223-ФЗ противоречит принципам добросовестной конкуренции и может быть расценено как попытка уклонения от проведения конкурентных процедур. Это может привести к негативным последствиям, включая признание сделок недействительными и применение административных мер к заказчику.
Важно отметить, что при проведении закупок, заказчики должны тщательно анализировать предмет контракта и обоснованность выбора поставщика, а также принимать во внимание, что дробление предмета закупки с целью снижения стоимости или обхода процедур может вызвать вопросы со стороны контрольных органов. Поэтому важно соблюдать прозрачность и обоснованность в закупочных процедурах, а также учитывать все законодательные требования, чтобы избежать возможных правовых последствий.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Список возможных случаев закупок у единственного поставщика может быть расширен05.02.2024Внесены корректировки в Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 339, которое устанавливает дополнительные основания для закупок у единственного поставщика с целью обеспечения федеральных, региональных и муниципальных нужд, помимо тех, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ. Проект вносит следующие новые основания для закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика: - Реализация мероприятий и мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 19 октября 2022 года № 757 -
Пятилетняя программа борьбы с картелями и нарушениями конкуренции утверждена правительством РФ14.03.2024Участниками программы являются Министерство внутренних дел Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба судебных приставов. Среди мероприятий, предусмотренных программой: - разработка и внедрение в работу антимонопольных органов ГИС «Антикартель»; - проведение межведомственных обучающих семинаров по борьбе с антиконкурентными соглашениями -
Указание нескольких стран происхождения товара в заявке Законом № 44-ФЗ не предусмотрено19.03.2025В письме, размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации, содержатся важные разъяснения по вопросам, связанным с указанием страны происхождения товара в контексте закупок. Минфин России подчеркивает, что наименование страны происхождения товара является ключевым условием контракта


