Понятия «идентичные работы» и «однородные работы» определены в рамках Закона №44-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда гражданским законодательством не предусмотрены правила для регулируемых отношений и отсутствует применимый обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их сути, применяется гражданское законодательство, регулирующее схожие отношения, что подразумевает возможность применения норм Закона №44-ФЗ к правилам, установленным Законом №223-ФЗ в тех случаях, где это не охвачено последним.
Согласно части 13 статьи 22 Закона №44-ФЗ, идентичными товарами, работами и услугами признаются те, которые обладают одинаковыми основными признаками. В соответствии с частью 14 данной статьи, однородными товарами являются товары, которые, не будучи идентичными, имеют схожие характеристики и состоят из похожих компонентов, что позволяет им выполнять одинаковые функции и/или быть коммерчески взаимозаменяемыми. Часть 15 статьи 22 уточняет, что однородными работами и услугами признаются работы и услуги, которые, не будучи идентичными, имеют схожие характеристики, позволяющие им быть коммерчески и/или функционально взаимозаменяемыми.
Указанные понятия также нашли отражение в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Министерства экономического развития России от 02.10.2013 №567, а также в пунктах 26.14 и 26.15 Типового положения о закупках.
В решении Владимирского УФАС России от 19.12.2023 по делу №033/01/11-513/2023 отмечается, что для установления факта «дробления» предмета договоров необходимо соблюдение следующих условий:
1) предмет договоров предполагает поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, являющихся однородными или идентичными;
2) поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг направлено на удовлетворение единой нужды заказчика;
3) такие договоры заключены с одним лицом.
Заключение ряда взаимосвязанных договоров с единственным поставщиком, фактически образующих единую сделку, с целью формального соблюдения ограничений в обход норм Закона №223-ФЗ противоречит принципам добросовестной конкуренции и может быть расценено как попытка уклонения от проведения конкурентных процедур. Это может привести к негативным последствиям, включая признание сделок недействительными и применение административных мер к заказчику.
Важно отметить, что при проведении закупок, заказчики должны тщательно анализировать предмет контракта и обоснованность выбора поставщика, а также принимать во внимание, что дробление предмета закупки с целью снижения стоимости или обхода процедур может вызвать вопросы со стороны контрольных органов. Поэтому важно соблюдать прозрачность и обоснованность в закупочных процедурах, а также учитывать все законодательные требования, чтобы избежать возможных правовых последствий.
другие материалы
-
ВС РФ: одного лишь факта неподписания госконтракта мало, чтобы включить сведения о победителе в РНП27.10.2023Победитель тендера был признан уклонившимся от заключения контракта. Произошло это из-за того, что ответственный сотрудник, который должен был подписать контракт, не явился на работу по причине заболевания и не уведомил руководство о необходимости подписания. В итоге, срок для подписания контракта был пропущен. Контролеры включили данную информацию в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Верховный Суд Российской Федерации поддержал решения судов первой и апелляционной инстанций, которые не согласились с решением антимонопольной службы
-
Заказчик, руководствующийся Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ, не вправе использовать товар до подписания акта приемки30.11.2024Право собственности предполагает, что собственник имеет право свободно распоряжаться своим имуществом, включая отчуждение его третьим лицам, при условии соблюдения законодательства и прав других лиц. В соответствии с указанными нормами, заказчик имеет право распоряжаться продукцией, поставляемой по контракту, с момента ее передачи, если иное не оговорено в самом контракте (ст
-
Изменена Методика определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов за пределами РФ20.01.2024На Официальном интернет-портале правовой информации, 15.01.2024 года, был размещен приказ № 968/пр от 22.12.2023 года Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Этот приказ вносит изменения в Методику определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами Российской Федерации