Заказчики определяли неоднозначные условия сделки с единственным участником. Также они устанавливали неверный порядок оценки заявок и лишние требования к участникам. Подробнее в обзоре от КонсультантПлюс .
1) Неоднозначные условия сделки с единственным участником
В положении о закупке закрепили условие о том, что если к конкурентному отбору допустили лишь 1 надлежащую заявку или она была единственная, то заказчик по выбору:
- заключает договор с единственным участником, если есть экономическая целесообразность;
- проводит повторную закупку.
Контролеры не согласились с таким условием и среди прочего отметили: заключение сделки с участником зависит от заказчика. Это нарушает принцип равноправия сторон. Закон N 223-ФЗ обязывает заключить договор по итогам конкурентной процедуры, даже если есть только одна надлежащая заявка.
Суд поддержал контролеров.
2) Неверный порядок оценки заявок
Для оценки опыта участникам в числе прочего следовало представить реквизиты документов об оплате подтверждающего договора.
Контролеры нашли нарушение:
- участие контрагента в исполнении договора подтверждает подписанный приемочный акт. Расчетные документы доказывают проведение финансовых операций и платежеспособность. Их отсутствие не означает, что у участника нет опыта;
- спорное требование ограничивает конкуренцию. Если у участника есть опыт, который он подтвердил приемочными актами, но заказчик не произвел оплату, то такой участник лишается возможности получить максимальное количество баллов.
Суд поддержал контролеров. Отметим, в практике можно встретить иное мнение.
3) Лишние требования к участникам
В одном случае участнику по запросу заказчика перед заключением договора следовало представить образец товара для проверки. Иначе заявку отклоняли.
Контролеры не согласились с этим требованием:
- победитель не обязан иметь товар в наличии. То, что его признали таковым, не гарантирует заключение договора;
- спорное условие налагает дополнительную финансовую нагрузку по приобретению или производству части товара. Требование можно предъявить после подписания договора, поскольку только тогда у сторон возникают права и обязанности.
В другом случае в документации установили требование, по которому участник в течение двух лет до даты подведения итогов закупки не должен иметь договоров, расторгнутых заказчиком (организацией из его структуры) в одностороннем порядке или судом. Если таковые были, заявку отклоняли.
Контролеры посчитали требование лишним:
- возможность участвовать в закупках заказчика (организаций из его структуры) зависит от субъективной модели поведения лиц при исполнении ранее заключенных договоров;
- решение о расторжении сделки можно оспорить, поэтому неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств подтверждает судебный акт, который вступил в силу. Однако в документации это не учли.
Источник: КонсультантПлюс
другие материалы
-
Отклонение заявки участника закупки из-за отсутствия согласия на обработку персональных данных незаконно05.06.2025Верховный суд Российской Федерации подтвердил позиции нижестоящих судебных инстанций относительно недопустимости отклонения заявок участников закупок по 223-ФЗ (также применимо и к 44-ФЗ) из-за отсутствия согласия на обработку персональных данных от физических лиц, чьи данные представлены в заявке
-
Минфин разъяснил вопросы о согласовании с контрольным органом в сфере закупок27.02.2025С 1 января 2025 года юридические лица, осуществляющие закупки с использованием бюджетных средств, признаются заказчиками в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Это означает, что к ним будут применяться все нормы данного законодательства, включая необходимость согласования контрактов с единственным поставщиком. Ключевые изменения для заказчиков: 1. **Обязательное соблюдение Закона № 44-ФЗ.** Все юридические лица, использующие бюджетные средства, должны проводить закупки в строгом соответствии с нормами данного закона. 2
-
Верховный суд разъяснил о закупке совместимых медизделий29.03.2025Верховный суд Российской Федерации подтвердил позицию нижестоящих судов относительно закупки медицинских изделий, а именно «Набор ангиографический. КТРУ 32.50.50.190-00001378, шприцы для рентгенконтрастных/магнитоконтрастных веществ и физиологического раствора в наборах», которые должны быть совместимы с устройством для внутривенного введения магнитоконтрастных веществ Medrad Spectris Solaris ЕР, производимым компанией Bayer Medical Care Inc. (США)