Верховный суд Российской Федерации поддержал нижестоящие инстанции в вопросе, касающемся одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта. В случае, если информация о Подрядчике (поставщике, исполнителе) была включена в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на основании такого отказа, и данное решение Заказчика впоследствии было признано незаконным в судебном порядке, то Подрядчик (поставщик, исполнитель) не имеет права через суд требовать возмещения убытков (упущенной выгоды) от Министерства финансов Российской Федерации или региональных Управлений Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по незаключенным контрактам в период нахождения в РНП.
Для успешного взыскания упущенной выгоды заявитель должен подтвердить, что совершал конкретные действия, направленные на получение дохода, который не был получен исключительно из-за нарушения со стороны должника, являющегося единственным препятствием для достижения дохода. Данная правовая позиция соответствует выводам, изложенным в определении Верховного Суда РФ от 19 января 2016 года № 18-КГ15-237 и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 мая 2013 года № 16674/12 по делу № А60-53822/2011.
Следует отметить, что участие Заявителя в закупке не подразумевает автоматического заключения контракта, так как процесс подписания включает в себя выполнение ряда условий, таких как внесение обеспечения исполнения контракта, своевременное предоставление проекта контракта Заказчику и акты подписания контракта.
Важно подчеркнуть, что признание ненормативных актов, действий (или бездействий) УФАС и Заказчика недействительными не является доказательством того, что именно они вызвали требования Заявителя о возмещении убытков (упущенной выгоды) в связи с нахождением в РНП по вине указанных субъектов.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 16 апреля 2024 года №307-ЭС25-2437 по делу №А56-116663/2023
другие материалы
-
Для идентификации платежей на казначейские счета необходимо указывать ФИО плательщика05.03.2025Министерство финансов Российской Федерации внесло изменения в ряд своих приказов, регулирующих указание информации, необходимой для осуществления переводов денежных средств в рамках безналичных расчетов
-
Минфин разъяснил вопросы о согласовании с контрольным органом в сфере закупок27.02.2025С 1 января 2025 года юридические лица, осуществляющие закупки с использованием бюджетных средств, признаются заказчиками в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Это означает, что к ним будут применяться все нормы данного законодательства, включая необходимость согласования контрактов с единственным поставщиком. Ключевые изменения для заказчиков: 1. **Обязательное соблюдение Закона № 44-ФЗ.** Все юридические лица, использующие бюджетные средства, должны проводить закупки в строгом соответствии с нормами данного закона. 2
-
На что контролеры обратили внимание в обзорах за январь 2025 года19.03.2025Заказчики часто требуют дополнительные документы для оценки опыта участников, неправильно формируют лоты, устанавливают избыточные требования к заявкам в рамках закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), а также нарушают порядок определения победителя при равных ценовых предложениях