В соответствии с нормами части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), строительный контроль представляет собой функцию технического заказчика и может осуществляться исключительно членами саморегулируемой организации (СРО) в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства. Исключения составляют случаи, предусмотренные частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ, индивидуальные предприниматели или юридические лица, не являющиеся членами СРО в области строительства, имеют право выполнять работы по договорам строительного подряда, заключаемым с застройщиком, техническим заказчиком, ответственным за эксплуатацию объекта, или региональным оператором, при условии, что сумма обязательств по каждому из указанных договоров не превышает 10 миллионов рублей.
В постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 2 сентября 2024 года № Ф06-5291/2024 было установлено, что указанное исключение применяется в случаях, когда размер обязательств по договору на капитальный ремонт не превышает 10 миллионов рублей. Суд апелляционной инстанции ошибочно интерпретировал, что размер обязательств должен определяться по договору на осуществление строительного контроля, что является неверным толкованием норм материального права.
Обязательность членства в СРО и степень ответственности члена СРО, планирующего выполнять строительный контроль по договору, определяется с учетом размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объекта капитального строительства, в отношении которого предполагается осуществление строительного контроля.
Уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда СРО, согласно частям 10-13 статьи 55.16 ГрК РФ, определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планирует выполнять индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств СРО определяется с учетом предельного размера обязательств по договорам подряда, которые они намерены заключить с использованием конкурентных способов.
Таким образом, исключение, предусмотренное частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ, не может быть применимо, посколькуразмер обязательств по договору на осуществление строительного контроля должен соответствовать условиям, установленным Градостроительным кодексом. Это означает, что если технический заказчик или застройщик планирует привлекать исполнителя для выполнения строительного контроля, он должен удостовериться, что данный исполнитель является членом саморегулируемой организации, если предполагаемые обязательства по строительным работам превышают 10 миллионов рублей.
В случае, если сумма обязательств по договору на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает указанный лимит, то индивидуальные предприниматели или юридические лица, не являющиеся членами СРО, могут осуществлять контроль за выполнением строительных работ. Однако, если сумма обязательств превышает 10 миллионов рублей, то обязательным условием становится членство исполнителя в соответствующей саморегулируемой организации.
Таким образом, правильное толкование норм Градостроительного кодекса предполагает, что размер обязательств по договору на осуществление строительного контроля связан с обязательствами по основному договору на выполнение строительных работ, а не ограничивается рамками самого договора на контроль. Это важно для обеспечения соблюдения норм законодательства и защиты прав всех участников строительного процесса.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Что ждет в 2026 году специалиста по госзакупкам20.11.2025В предстоящем году в законодательство о контрактной системе внесут значительные изменения, которые существенно повлияют на деятельность специалистов в сфере государственных закупок. В частности, заказчикам будет разрешено проводить несколько однотипных малых закупок у одного поставщика; изменятся требования к формированию извещений о закупках с неопределённым объёмом; будут скорректированы правила применения антидемпинговых мер; расширится перечень товаров, подлежащих ограничениям, включая новые медицинские изделия -
Минпромторг и Минфин России высказали позиции по вопросу совокупного количества баллов в рамках применения Постановления № 1875: подходы отличаются23.05.2025Минпромторг России в своем письме от 15 мая 2025 года № 53728/12 разъяснил следующие важные моменты: 1. При применении подпункта «а» пункта 3 постановления № 1875 заказчик должен учитывать как показатели локализации, установленные примечаниями к приложению к постановлению № 719, так и значения совокупного количества баллов, предусмотренные для осуществления закупок в рамках Законов № 223-ФЗ и 44-ФЗ -
Президентом РФ установлен особый порядок заключения сделок, продлили срок для проведения закрытых электронных закупок21.01.2025В соответствие с внесёнными поправками в подпункт «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2024 года № 1404, уточнены условия применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков


