В соответствии с нормами части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), строительный контроль представляет собой функцию технического заказчика и может осуществляться исключительно членами саморегулируемой организации (СРО) в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства. Исключения составляют случаи, предусмотренные частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ, индивидуальные предприниматели или юридические лица, не являющиеся членами СРО в области строительства, имеют право выполнять работы по договорам строительного подряда, заключаемым с застройщиком, техническим заказчиком, ответственным за эксплуатацию объекта, или региональным оператором, при условии, что сумма обязательств по каждому из указанных договоров не превышает 10 миллионов рублей.
В постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 2 сентября 2024 года № Ф06-5291/2024 было установлено, что указанное исключение применяется в случаях, когда размер обязательств по договору на капитальный ремонт не превышает 10 миллионов рублей. Суд апелляционной инстанции ошибочно интерпретировал, что размер обязательств должен определяться по договору на осуществление строительного контроля, что является неверным толкованием норм материального права.
Обязательность членства в СРО и степень ответственности члена СРО, планирующего выполнять строительный контроль по договору, определяется с учетом размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объекта капитального строительства, в отношении которого предполагается осуществление строительного контроля.
Уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда СРО, согласно частям 10-13 статьи 55.16 ГрК РФ, определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планирует выполнять индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств СРО определяется с учетом предельного размера обязательств по договорам подряда, которые они намерены заключить с использованием конкурентных способов.
Таким образом, исключение, предусмотренное частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ, не может быть применимо, посколькуразмер обязательств по договору на осуществление строительного контроля должен соответствовать условиям, установленным Градостроительным кодексом. Это означает, что если технический заказчик или застройщик планирует привлекать исполнителя для выполнения строительного контроля, он должен удостовериться, что данный исполнитель является членом саморегулируемой организации, если предполагаемые обязательства по строительным работам превышают 10 миллионов рублей.
В случае, если сумма обязательств по договору на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает указанный лимит, то индивидуальные предприниматели или юридические лица, не являющиеся членами СРО, могут осуществлять контроль за выполнением строительных работ. Однако, если сумма обязательств превышает 10 миллионов рублей, то обязательным условием становится членство исполнителя в соответствующей саморегулируемой организации.
Таким образом, правильное толкование норм Градостроительного кодекса предполагает, что размер обязательств по договору на осуществление строительного контроля связан с обязательствами по основному договору на выполнение строительных работ, а не ограничивается рамками самого договора на контроль. Это важно для обеспечения соблюдения норм законодательства и защиты прав всех участников строительного процесса.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Предложено внести новое обязательное требование для участников закупок по Закону №44-ФЗ05.03.2024В Госдуму был внесен законопроект, который предполагает, что заказчики при закупках в соответствии с Законом №44-ФЗ должны требовать отсутствия информации о поставщике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). В настоящее время заказчик имеет право устанавливать такое требование к участникам закупки согласно ч.1.1 ст.31 Закона №44-ФЗ
-
Казначейство РФ привело примеры нарушений при исполнении контрактов по Закону № 44-ФЗ24.01.2024К указанным нарушениям относятся следующие: 1. Продление сроков работ без предоставления независимых гарантий от подрядчиков, что противоречит пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ и части 1.3 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. 2. Неначисление заказчиками подрядчикам неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту, нарушающее части 6 и 7 статьи 34, а также пункт 3 части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. 3
-
Список возможных случаев закупок у единственного поставщика может быть расширен05.02.2024Внесены корректировки в Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 339, которое устанавливает дополнительные основания для закупок у единственного поставщика с целью обеспечения федеральных, региональных и муниципальных нужд, помимо тех, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ. Проект вносит следующие новые основания для закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика: - Реализация мероприятий и мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 19 октября 2022 года № 757