В соответствии с нормами части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), строительный контроль представляет собой функцию технического заказчика и может осуществляться исключительно членами саморегулируемой организации (СРО) в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства. Исключения составляют случаи, предусмотренные частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ, индивидуальные предприниматели или юридические лица, не являющиеся членами СРО в области строительства, имеют право выполнять работы по договорам строительного подряда, заключаемым с застройщиком, техническим заказчиком, ответственным за эксплуатацию объекта, или региональным оператором, при условии, что сумма обязательств по каждому из указанных договоров не превышает 10 миллионов рублей.
В постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 2 сентября 2024 года № Ф06-5291/2024 было установлено, что указанное исключение применяется в случаях, когда размер обязательств по договору на капитальный ремонт не превышает 10 миллионов рублей. Суд апелляционной инстанции ошибочно интерпретировал, что размер обязательств должен определяться по договору на осуществление строительного контроля, что является неверным толкованием норм материального права.
Обязательность членства в СРО и степень ответственности члена СРО, планирующего выполнять строительный контроль по договору, определяется с учетом размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объекта капитального строительства, в отношении которого предполагается осуществление строительного контроля.
Уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда СРО, согласно частям 10-13 статьи 55.16 ГрК РФ, определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планирует выполнять индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств СРО определяется с учетом предельного размера обязательств по договорам подряда, которые они намерены заключить с использованием конкурентных способов.
Таким образом, исключение, предусмотренное частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ, не может быть применимо, посколькуразмер обязательств по договору на осуществление строительного контроля должен соответствовать условиям, установленным Градостроительным кодексом. Это означает, что если технический заказчик или застройщик планирует привлекать исполнителя для выполнения строительного контроля, он должен удостовериться, что данный исполнитель является членом саморегулируемой организации, если предполагаемые обязательства по строительным работам превышают 10 миллионов рублей.
В случае, если сумма обязательств по договору на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает указанный лимит, то индивидуальные предприниматели или юридические лица, не являющиеся членами СРО, могут осуществлять контроль за выполнением строительных работ. Однако, если сумма обязательств превышает 10 миллионов рублей, то обязательным условием становится членство исполнителя в соответствующей саморегулируемой организации.
Таким образом, правильное толкование норм Градостроительного кодекса предполагает, что размер обязательств по договору на осуществление строительного контроля связан с обязательствами по основному договору на выполнение строительных работ, а не ограничивается рамками самого договора на контроль. Это важно для обеспечения соблюдения норм законодательства и защиты прав всех участников строительного процесса.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Заказчики, подпадающие под действие 223-ФЗ, обязаны применять национальный режим в закупках согласно Постановлению № 187530.01.2025Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что постановление Правительства РФ № 1875 от 23 декабря 2024 года охватывает следующие категории организаций и их закупки: 1) Государственные корпорации и компании: — Государственные корпорации, компании и публично-правовые компании. — Бюджетные и автономные учреждения. — Субъекты естественных монополий, включая организации в сферах электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с твёрдыми
-
Верховный суд разъяснил о списании неустойки28.02.2025Верховный суд Российской Федерации разъяснил особенности списания неустоек и штрафов за неисполнение гарантийных обязательств в рамках государственных контрактов на поставку оборудования. Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил № 783, основанием для принятия решения о списании начисленных, но не уплаченных сумм неустоек и штрафов является полное исполнение контрактных обязательств, за исключением гарантийных, что должно быть подтверждено актом приемки или иным документом. Акт приемки или аналогичный документ служит подтверждением
-
Минпромторг предложил механизм отслеживания фактического производства товаров06.03.2025В постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719 планируется внести соответствующие поправки. В случае несвоевременной передачи информации о произведенной и отгруженной продукции, для которой существует реестровая запись, такая продукция будет исключена из реестра. Изготовитель обязан предоставлять отчёт в Министерство промышленности и торговли России ежегодно до 1 апреля через личный кабинет ГИСП