В соответствии с нормами части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), строительный контроль представляет собой функцию технического заказчика и может осуществляться исключительно членами саморегулируемой организации (СРО) в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства. Исключения составляют случаи, предусмотренные частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ, индивидуальные предприниматели или юридические лица, не являющиеся членами СРО в области строительства, имеют право выполнять работы по договорам строительного подряда, заключаемым с застройщиком, техническим заказчиком, ответственным за эксплуатацию объекта, или региональным оператором, при условии, что сумма обязательств по каждому из указанных договоров не превышает 10 миллионов рублей.
В постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 2 сентября 2024 года № Ф06-5291/2024 было установлено, что указанное исключение применяется в случаях, когда размер обязательств по договору на капитальный ремонт не превышает 10 миллионов рублей. Суд апелляционной инстанции ошибочно интерпретировал, что размер обязательств должен определяться по договору на осуществление строительного контроля, что является неверным толкованием норм материального права.
Обязательность членства в СРО и степень ответственности члена СРО, планирующего выполнять строительный контроль по договору, определяется с учетом размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объекта капитального строительства, в отношении которого предполагается осуществление строительного контроля.
Уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда СРО, согласно частям 10-13 статьи 55.16 ГрК РФ, определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планирует выполнять индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств СРО определяется с учетом предельного размера обязательств по договорам подряда, которые они намерены заключить с использованием конкурентных способов.
Таким образом, исключение, предусмотренное частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ, не может быть применимо, посколькуразмер обязательств по договору на осуществление строительного контроля должен соответствовать условиям, установленным Градостроительным кодексом. Это означает, что если технический заказчик или застройщик планирует привлекать исполнителя для выполнения строительного контроля, он должен удостовериться, что данный исполнитель является членом саморегулируемой организации, если предполагаемые обязательства по строительным работам превышают 10 миллионов рублей.
В случае, если сумма обязательств по договору на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает указанный лимит, то индивидуальные предприниматели или юридические лица, не являющиеся членами СРО, могут осуществлять контроль за выполнением строительных работ. Однако, если сумма обязательств превышает 10 миллионов рублей, то обязательным условием становится членство исполнителя в соответствующей саморегулируемой организации.
Таким образом, правильное толкование норм Градостроительного кодекса предполагает, что размер обязательств по договору на осуществление строительного контроля связан с обязательствами по основному договору на выполнение строительных работ, а не ограничивается рамками самого договора на контроль. Это важно для обеспечения соблюдения норм законодательства и защиты прав всех участников строительного процесса.
другие материалы
-
Готовим отчет о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства22.01.2025Заканчивается срок размещения в Единой информационной системе (ЕИС) отчета о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) за 2024 год. Форма отчета осталась неизменной с предыдущего года. Компания «Консультант-Плюс» обращает внимание на ключевые аспекты подготовки отчета и особенности его подачи различными заказчиками. 1) Согласно Закону N 223-ФЗ, отчет о закупках у СМСП обязаны формировать практически все заказчики
-
Типовой контракт, который необходимо применять для КТРУ 26.60.12.129-0000020230.09.2024В рамках данной закупки необходимо использовать типовой контракт №1573000000116002, при условии совпадения всех показателей, указанных в информационной карте данного контракта. Согласно Информационной карте, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 2015 года № 724н, критериями для применения данного типового контракта является совпадение кода ОКПД 2 (26.60.12 «Аппараты электродиагностические, применяемые в медицинских целях») с данными закупки, а также наименование закупаемого товара
-
Минэкономразвития России разработало формы годовых отчётов для электронных торговых площадок, включенных в перечень по Закону №44-ФЗ01.03.2024В соответствии с установленными нормами, данные площадки обязаны представлять отчеты о проведенных конкурсах на заключение: - электронного концессионного соглашения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; - соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерствах в электронном виде на федеральном, региональном и муниципальном уровнях