В соответствии с нормами части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), строительный контроль представляет собой функцию технического заказчика и может осуществляться исключительно членами саморегулируемой организации (СРО) в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства. Исключения составляют случаи, предусмотренные частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ, индивидуальные предприниматели или юридические лица, не являющиеся членами СРО в области строительства, имеют право выполнять работы по договорам строительного подряда, заключаемым с застройщиком, техническим заказчиком, ответственным за эксплуатацию объекта, или региональным оператором, при условии, что сумма обязательств по каждому из указанных договоров не превышает 10 миллионов рублей.
В постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 2 сентября 2024 года № Ф06-5291/2024 было установлено, что указанное исключение применяется в случаях, когда размер обязательств по договору на капитальный ремонт не превышает 10 миллионов рублей. Суд апелляционной инстанции ошибочно интерпретировал, что размер обязательств должен определяться по договору на осуществление строительного контроля, что является неверным толкованием норм материального права.
Обязательность членства в СРО и степень ответственности члена СРО, планирующего выполнять строительный контроль по договору, определяется с учетом размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объекта капитального строительства, в отношении которого предполагается осуществление строительного контроля.
Уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда СРО, согласно частям 10-13 статьи 55.16 ГрК РФ, определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планирует выполнять индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств СРО определяется с учетом предельного размера обязательств по договорам подряда, которые они намерены заключить с использованием конкурентных способов.
Таким образом, исключение, предусмотренное частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ, не может быть применимо, посколькуразмер обязательств по договору на осуществление строительного контроля должен соответствовать условиям, установленным Градостроительным кодексом. Это означает, что если технический заказчик или застройщик планирует привлекать исполнителя для выполнения строительного контроля, он должен удостовериться, что данный исполнитель является членом саморегулируемой организации, если предполагаемые обязательства по строительным работам превышают 10 миллионов рублей.
В случае, если сумма обязательств по договору на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает указанный лимит, то индивидуальные предприниматели или юридические лица, не являющиеся членами СРО, могут осуществлять контроль за выполнением строительных работ. Однако, если сумма обязательств превышает 10 миллионов рублей, то обязательным условием становится членство исполнителя в соответствующей саморегулируемой организации.
Таким образом, правильное толкование норм Градостроительного кодекса предполагает, что размер обязательств по договору на осуществление строительного контроля связан с обязательствами по основному договору на выполнение строительных работ, а не ограничивается рамками самого договора на контроль. Это важно для обеспечения соблюдения норм законодательства и защиты прав всех участников строительного процесса.
другие материалы
-
ФАС России поддержал позицию Минпромторга по вопросу учета совокупного количества баллов в рамках применения Постановления 187505.06.2025Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России подтвердила свою поддержку позиции, касающейся проверки баллов, которую ранее озвучил Минпромторг
-
Разъяснение: какие организации отвечают за установку и соблюдение правил нормирования22.10.2024Основные положения письма Министерства финансов Российской Федерации от 30 августа 2024 года № 24-06-06/82147: 1. Правила нормирования подлежат применению исключительно организациями, указанными в части 5 статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ, а также их подведомственными учреждениями. 2. К таким организациям относятся: - Государственные органы; - Органы управления государственными внебюджетными фондами; - Муниципальные органы; - Учреждения в сферах науки, образования, культуры и здравоохранения, имеющие стратегическое значение. 3
-
Минфин уточнил правила применения показателя "наличие финансовых ресурсов"14.02.2024Ведомство уведомило о отсутствии детализации и перечня документов для начисления баллов по показателю «наличие финансовых ресурсов». Заказчик самостоятельно определяет эти показатели, с основным условием — не ограничивать конкуренцию