При рассмотрении вопросов, касающихся правил описания предмета закупки, необходимо учитывать несколько ключевых аспектов. В частности, возникает вопрос о допустимости указания характеристик товара конкретного производителя, а также возможности объединения услуг или работ на удалённых объектах в один лот. Данные вопросы детально освещаются в обзоре от Консультант-Плюс.
Правила описания предмета закупки следует применять в случаях, когда закупка обладает признаками конкурентности. Например, Приморское УФАС отклонило закупку погрузчиков определённой марки и модели, осуществляемую через запрос предложений. В данном случае такой способ был признан неконкурентным, что позволяло закупать товары только определённых производителей.
Контрольные органы пришли к выводу, что данный способ закупки всё же соответствовал критериям конкурентности, поскольку информация о запросе предложений была опубликована в Единой информационной системе (ЕИС), что обеспечивало принцип информационной открытости. В связи с этим заказчику следовало следовать правилам описания предмета закупки, и указание конкретной марки и модели товара не имело оснований.
В аналогичном деле 11-го арбитражного апелляционного суда не было выявлено нарушений. Суд отметил, что заказчик самостоятельно определяет формы и способы проведения закупок, и использование отдельных элементов конкурентной процедуры не делает её неконкурентной.
Кроме того, заказчик может устанавливать специфические требования к товару, учитывая особенности его применения. Например, в случае с закупкой тренажёра с программным обеспечением для обучения сотрудников оказанию первой медицинской помощи, контрольные органы усмотрели ограничение конкуренции, поскольку предмет закупки был описан с привязкой к конкретному производителю. Однако Верховный Суд Российской Федерации поддержал решение нижестоящих судов, указав на то, что параметры товара были определены с учётом специфики его использования и потребностей заказчика.
Важным аспектом является и вопрос объединения в один лот услуг или работ на объектах, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. Верховный Суд не стал пересматривать дело, в котором суды отклонили объединение услуг по уборке помещений на различных объектах. Суд указал на необходимость одновременного выполнения работ на удалённых объектах, что могло негативно сказаться на подачепредложений от участников закупки и, как следствие, на конкуренции. Это подтверждает, что заказчики должны тщательно обосновывать объединение различных услуг или работ в один лот, чтобы избежать ограничения конкуренции.
В целом, при описании предмета закупки важно следовать принципам открытости и конкурентности, избегая излишнего ограничения участников. Это требует внимательного подхода к формулировке требований и характеристик, чтобы они были справедливыми и обоснованными. Заказчики должны также быть готовы предоставить обоснования своих решений в случае, если их действия будут оспорены в суде или контролирующими органами.
Таким образом, ключевые моменты, которые следует учитывать при описании предмета закупки, включают:
1. **Принцип открытости**: информация о закупке должна быть доступна для всех потенциальных участников, что обеспечивает конкурентную среду.
2. **Обоснование выбора характеристик**: указание на конкретные марки или модели товаров должно быть обоснованным и соответствовать потребностям заказчика.
3. **Ограничения на объединение лотов**: необходимо учитывать возможность одновременного выполнения работ и услуг, чтобы не создавать препятствий для участия различных поставщиков.
Следование этим принципам поможет избежать правовых последствий и повысить эффективность процедур закупки.
Источник: КонсультантПлюс
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Закупка у единственного поставщика по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ возможна при подтверждении исключительных полномочий11.04.2025Заказчик заключил контракт с ФГУП на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, полагая, что данное предприятие является единственной организацией в России, оказывающей соответствующие услуги и обладающей необходимой лицензией. Однако антимонопольный орган усмотрел в этом нарушение. Окончательную оценку по данному делу предоставили суды, которые отметили следующее: - Для заключения контракта на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан представить нормативное обоснование наличия у единственного -
ФАС России предлагает изменения в Правила контроля в закупках товаров, работ и услуг20.01.2024Проектом внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 г. № 1576 -
Назначен единственный подрядчик для развития интернет-ресурсов Правительства Российской Федерации28.03.2025Работы по обеспечению функционирования и развитию официальных сайтов и иных интернет-ресурсов Правительства Российской Федерации будут выполнены АО «Научно-технический центр «Атлас». Закупка на выполнение данных работ будет осуществлена Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2025 — 2026 годах. Единственный исполнитель имеет право привлекать субподрядчиков и соисполнителей при условии, что он выполнит не менее 70 % совокупного объёма обязательств по контракту


