Заказчики нередко устанавливают некорректные условия закупки, ссылаясь на недействующие ГОСТы или вводя право на запрос дополнительных документов на стадии отбора участников. Также фиксируются случаи незаконного отклонения заявок и требования представления избыточных документов. Далее приводится подробный обзор данных вопросов.
1) Некорректные условия закупки
В первом случае в документации по закупке было указано, что поставщик должен предоставить техническую и эксплуатационную документацию, оформленные в соответствии с ГОСТами. Однако указанные стандарты оказались недействующими.
В результате, должностное лицо заказчика было подвергнуто штрафу, поскольку данное требование вводило участников в заблуждение, что затрудняло оценку их возможности участия в закупке и формирование заявок. В соответствии с данными условиями исполнение договора стало невозможным.
Во втором случае в документации было предусмотрено право заказчика запрашивать у участников дополнительные разъяснения к поданным заявкам на стадии отбора.
Должностное лицо заказчика также было оштрафовано, так как возможность получения таких разъяснений зависит от усмотрения заказчика, что может привести к неравномерному применению данного права по отношению к участникам.
Следует отметить, что в судебной практике имеются случаи, когда суды не усмотрели нарушений в аналогичных условиях, и Верховный Суд Российской Федерации не стал пересматривать данные дела.
2) Незаконное отклонение заявки
В условиях закупки требовалось, чтобы техническое предложение содержало информацию о месте поставки товара. Одну из заявок отклонили на основании того, что указанное место не соответствовало тому, что было определено в документации.
Контрольные органы не согласились с данным решением, указав на следующие моменты:
- требование указать место поставки товара в техническом предложении является избыточным, так как данная информация не относится к функциональным, количественным или качественным характеристикам;
- подача заявки свидетельствует о согласии участника с условиями исполнения договора, включая место поставки товара.
3) Требование о представлении избыточных документов
С целью подтверждения отсутствия контрафактной продукции участникам требовалось предоставить, в частности:
- письмо, подтверждающее статус участника как производителя;
- письмо от производителя, если участник является дилером или дистрибьютором.
Однако контрольные органы отметили, что такие требования являются избыточными и не соответствуют принципам открытости и доступности участия в закупках. Поскольку наличие контрафактной продукции можно подтвердить иными способами, такими как предоставление сертификатов соответствия или других документов, требование о представлении дополнительных писем могло создать необоснованные барьеры для участников.
В результате, должностному лицу заказчика была назначена мера ответственности за установление избыточных требований к участникам, что привело к ограничению конкуренции на этапе подачи заявок.
4) Рекомендации для заказчиков
Для минимизации рисков, связанных с некорректными условиями закупки и возможными обжалованиями со стороны участников, заказчикам рекомендуется:
- Проводить тщательный анализ действующих нормативных актов и стандартов перед их указанием в документации по закупке.
- Избегать включения условий, которые могут быть истолкованы как некорректные или избыточные, особенно в части требований к документам.
- Обеспечивать равные условия для всех участников, избегая избыточных и дискриминационных требований.
- Внимательно относиться к формулировкам требований, чтобы не создавать неясностей и не вводить участников в заблуждение.
Соблюдение данных рекомендаций позволит не только избежать штрафов и санкций, но и повысит доверие к процессу закупок, обеспечивая конкурентные условия для всех участников.
Источник: КонсультантПлюс.Новости
другие материалы
-
В 2025 году вступят в силу обновленные требования к казначейскому сопровождению государственных заказов23.01.2025Федеральное казначейство уведомило государственных заказчиков о введении новых требований к расширенному казначейскому сопровождению, которые вступят в силу в 2025 году
-
Изменения в Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 внесены15.01.2024Обзор основных изменений: - компании, зарегистрированные на территориях новых субъектов РФ, вправе до 1 сентября 2026 года осуществлять в этих регионах деятельность по сервисному обслуживанию вооружения и военной техники без получения соответствующей лицензии при условии привлечения таких юридических лиц к выполнению государственных контрактов (контрактов) по гособоронзаказу; - за пределами новых субъектов РФ ведение данной деятельности для таких компании подлежит лицензированию на общих основаниях; - аналогичные условия установлены для
-
Можно ли направить протокол разногласий по электронной малой закупке?11.12.2023Ответ: Нет, нельзя направить протокол разногласий при заключении контракта по результатам закупки у единственного поставщика в электронной форме. Это предусмотрено положениями части 2.1 статьи 24 Закона №44-ФЗ. Такие закупки не являются конкурентными. Контракт по итогам электронной малой закупки заключается в том же порядке, что и контракт по итогам электронного запроса котировок, с учетом особенностей, установленных статьей 51 Закона №44-ФЗ