Заказчики нередко устанавливают некорректные условия закупки, ссылаясь на недействующие ГОСТы или вводя право на запрос дополнительных документов на стадии отбора участников. Также фиксируются случаи незаконного отклонения заявок и требования представления избыточных документов. Далее приводится подробный обзор данных вопросов.
1) Некорректные условия закупки
В первом случае в документации по закупке было указано, что поставщик должен предоставить техническую и эксплуатационную документацию, оформленные в соответствии с ГОСТами. Однако указанные стандарты оказались недействующими.
В результате, должностное лицо заказчика было подвергнуто штрафу, поскольку данное требование вводило участников в заблуждение, что затрудняло оценку их возможности участия в закупке и формирование заявок. В соответствии с данными условиями исполнение договора стало невозможным.
Во втором случае в документации было предусмотрено право заказчика запрашивать у участников дополнительные разъяснения к поданным заявкам на стадии отбора.
Должностное лицо заказчика также было оштрафовано, так как возможность получения таких разъяснений зависит от усмотрения заказчика, что может привести к неравномерному применению данного права по отношению к участникам.
Следует отметить, что в судебной практике имеются случаи, когда суды не усмотрели нарушений в аналогичных условиях, и Верховный Суд Российской Федерации не стал пересматривать данные дела.
2) Незаконное отклонение заявки
В условиях закупки требовалось, чтобы техническое предложение содержало информацию о месте поставки товара. Одну из заявок отклонили на основании того, что указанное место не соответствовало тому, что было определено в документации.
Контрольные органы не согласились с данным решением, указав на следующие моменты:
- требование указать место поставки товара в техническом предложении является избыточным, так как данная информация не относится к функциональным, количественным или качественным характеристикам;
- подача заявки свидетельствует о согласии участника с условиями исполнения договора, включая место поставки товара.
3) Требование о представлении избыточных документов
С целью подтверждения отсутствия контрафактной продукции участникам требовалось предоставить, в частности:
- письмо, подтверждающее статус участника как производителя;
- письмо от производителя, если участник является дилером или дистрибьютором.
Однако контрольные органы отметили, что такие требования являются избыточными и не соответствуют принципам открытости и доступности участия в закупках. Поскольку наличие контрафактной продукции можно подтвердить иными способами, такими как предоставление сертификатов соответствия или других документов, требование о представлении дополнительных писем могло создать необоснованные барьеры для участников.
В результате, должностному лицу заказчика была назначена мера ответственности за установление избыточных требований к участникам, что привело к ограничению конкуренции на этапе подачи заявок.
4) Рекомендации для заказчиков
Для минимизации рисков, связанных с некорректными условиями закупки и возможными обжалованиями со стороны участников, заказчикам рекомендуется:
- Проводить тщательный анализ действующих нормативных актов и стандартов перед их указанием в документации по закупке.
- Избегать включения условий, которые могут быть истолкованы как некорректные или избыточные, особенно в части требований к документам.
- Обеспечивать равные условия для всех участников, избегая избыточных и дискриминационных требований.
- Внимательно относиться к формулировкам требований, чтобы не создавать неясностей и не вводить участников в заблуждение.
Соблюдение данных рекомендаций позволит не только избежать штрафов и санкций, но и повысит доверие к процессу закупок, обеспечивая конкурентные условия для всех участников.
Источник: КонсультантПлюс.Новости
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Министерство финансов уточнило порядок внесения изменений в существенные условия контрактов20.01.2025В письме Минфина России от 27 ноября 2024 года N 24-06-06/118779 представлены следующие ключевые положения: 1. Изменение существенных условий контракта допускается по всем основаниям, установленным Законом N 44-ФЗ, с учетом ранее внесенных изменений, но в рамках, определенных соответствующим основанием. 2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ возможно заключение нескольких дополнительных соглашений о повышении цены контракта, при условии, что общее увеличение цены не превысит установленные пределы. 3 -
Заказчик обязан списывать неустойку и не имеет права удерживать её при расторжении по соглашению сторон16.05.2025Верховный суд Российской Федерации подтвердил позицию нижестоящих инстанций о том, что начисленная Заказчиком неустойка в размере до 5% от суммы государственного контракта, исполненного с просрочкой, подлежит списанию, независимо от отсутствия подтверждения со стороны Подрядчика. Это обосновано следующими аспектами: 1. Невыполнение Подрядчиком обязательств по учету возникшей задолженности не может рассматриваться как основание для отказа в списании неустойки или предоставлении отсрочки ее уплаты. 2 -
Критерии отнесения товаров, работ, услуг к технологичной и инновационной продукции вступают в силу 27 июня для формирования плана закупки22.06.2020В приказе Минэнерго содержатся критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для формирования плана закупок.


