В рамках Единой информационной системы (ЕИС) осуществляется обновление типовых положений, включая внедрение разделов, касающихся национального режима. Это свидетельствует о подготовке заказчиков, действующих в соответствии с 223-ФЗ, к значительным изменениям в сфере национального регулирования. В данном обзоре рассмотрим ключевые изменения, внесенные в 223-ФЗ Федеральным законом № 318-ФЗ от 08.08.2024.
1. **Унификация национального режима с правилами 44-ФЗ**
Законодатели осуществили унификацию, что подразумевает переход заказчиков, работающих по 223-ФЗ, к новым правилам с 01.01.2025. Основные положения о национальном режиме, содержащиеся в 223-ФЗ, будут аналогичны тем, что прописаны в 44-ФЗ. Национальный режим будет реализован в трех формах:
- Запрет или ограничение закупок товаров иностранного происхождения и услуг, предоставляемых иностранными лицами;
- Преимущество для товаров российского производства;
- Установление минимальной обязательной доли закупок товаров российского происхождения.
Для реализации новых правил в 223-ФЗ будет введена новая статья 3.1-4, касающаяся предоставления национального режима. При этом постановление правительства № 925 от 16.09.2016 утратит свою силу, что приведет к отмене ряда существующих норм, включая:
- Подтверждение страны происхождения декларацией;
- Преимущество заявкам, содержащим более 50% российских товаров;
- Приоритет 30% для российской радиоэлектроники.
Преимущества будут составлять 15%, однако они не будут снижать стартовую цену на аукционных процедурах. В случае, если цена отечественного товара окажется ниже, договор будет заключен по первоначально предложенной цене. Подтверждение страны происхождения будет осуществляться на основании специальных документов, аналогично закупкам по 44-ФЗ. Существуют также правила применения и неприменения национального режима, зафиксированные в проекте постановления правительства.
К началу действия новых правил, которые вступят в силу для извещений и договоров с единым поставщиком с 01.01.2025, будет сформирован перечень товаров, работ и услуг, синхронизированный с перечнями по 44-ФЗ. Это позволит оптимизировать процесс закупок и упростить механизм контроля за соблюдением национального режима.
2. **Изменения в процедурах закупок**
С введением нового законодательства ожидаются изменения в процедурах закупок. В частности, акцент будет сделан на более прозрачные и конкурентные условия для отечественных производителей. Заказчики будут обязаны учитывать преимущества российских товаров при обосновании своих решений в процессе закупок. Введение обязательства по формированию отчетности о соблюдении национального режима также станет важным шагом к повышению ответственности заказчиков.
3. **Переходный период и подготовка**
С учетом вступления в силу новых изменений с 01.01.2025, заказчики должны начать подготовку уже сейчас. Это включает в себя:
- Обучение сотрудников, ответственных за закупки, на тему новых требований и правил.
- Проведение аудит текущих закупочных процедур на соответствие новым нормам.
- Разработка новых внутренний регламентов и инструкций, учитывающих изменения в законодательстве.
4. **Контроль и ответственность**
С введением новых норм особое внимание будет уделено контролю за соблюдением национального режима. Появятся механизмы, позволяющие выявлять нарушения и применять меры ответственности к недобросовестным участникам закупок. Это может включать как штрафные санкции, так и исключение из реестра поставщиков.
5. **Заключение**
Внедрение изменений в 223-ФЗ с 01.01.2025 подразумевает значительные преобразования в системе закупок. Заказчики должны быть готовы к этим изменениям, чтобы эффективно адаптироваться к новым условиям и поддерживать интересы отечественных производителей. Успешная реализация национального режима зависит от комплексного подхода к подготовке и внедрению новых норм, что в конечном итоге должно привести к повышению конкурентоспособности российских товаров на рынке.
другие материалы
-
Особенности соблюдения объема закупок у субъектов МСП заказчиками по закону №223-ФЗ, временно применяющими 44-ФЗ27.11.2023Министерство финансов предоставило разъяснения относительно процедуры представления отчетности по государственным закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) для заказчиков, которые руководствуются статьей 3, частью 8.1 Федерального закона № 223-ФЗ. Согласно указанной норме, если заказчик не выполнил требуемый годовой объем закупок у субъектов МСП в течение календарного года, разместил недостоверную информацию об этом объеме или не представил отчет до 1 февраля следующего года, то с 1 февраля и до конца года заказчики
-
Особенности инновационных закупок у СМиСП по 223-ФЗ14.07.2016Существует ряд заказчиков, обязанных производить закупку инновационных и высокотехнологичных товаров, работ и услуг у субъектов малого и среднего бизнеса.
-
Изменения в правилах регистрации и экспертизы лекарств ЕАЭС скоро будут в действии06.11.2024Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) подготовил проект поправок к правилам регистрации и экспертизы лекарственных средств, установленным решением от 3 ноября 2016 года № 78