В рамках Единой информационной системы (ЕИС) осуществляется обновление типовых положений, включая внедрение разделов, касающихся национального режима. Это свидетельствует о подготовке заказчиков, действующих в соответствии с 223-ФЗ, к значительным изменениям в сфере национального регулирования. В данном обзоре рассмотрим ключевые изменения, внесенные в 223-ФЗ Федеральным законом № 318-ФЗ от 08.08.2024.
1. **Унификация национального режима с правилами 44-ФЗ**
Законодатели осуществили унификацию, что подразумевает переход заказчиков, работающих по 223-ФЗ, к новым правилам с 01.01.2025. Основные положения о национальном режиме, содержащиеся в 223-ФЗ, будут аналогичны тем, что прописаны в 44-ФЗ. Национальный режим будет реализован в трех формах:
- Запрет или ограничение закупок товаров иностранного происхождения и услуг, предоставляемых иностранными лицами;
- Преимущество для товаров российского производства;
- Установление минимальной обязательной доли закупок товаров российского происхождения.
Для реализации новых правил в 223-ФЗ будет введена новая статья 3.1-4, касающаяся предоставления национального режима. При этом постановление правительства № 925 от 16.09.2016 утратит свою силу, что приведет к отмене ряда существующих норм, включая:
- Подтверждение страны происхождения декларацией;
- Преимущество заявкам, содержащим более 50% российских товаров;
- Приоритет 30% для российской радиоэлектроники.
Преимущества будут составлять 15%, однако они не будут снижать стартовую цену на аукционных процедурах. В случае, если цена отечественного товара окажется ниже, договор будет заключен по первоначально предложенной цене. Подтверждение страны происхождения будет осуществляться на основании специальных документов, аналогично закупкам по 44-ФЗ. Существуют также правила применения и неприменения национального режима, зафиксированные в проекте постановления правительства.
К началу действия новых правил, которые вступят в силу для извещений и договоров с единым поставщиком с 01.01.2025, будет сформирован перечень товаров, работ и услуг, синхронизированный с перечнями по 44-ФЗ. Это позволит оптимизировать процесс закупок и упростить механизм контроля за соблюдением национального режима.
2. **Изменения в процедурах закупок**
С введением нового законодательства ожидаются изменения в процедурах закупок. В частности, акцент будет сделан на более прозрачные и конкурентные условия для отечественных производителей. Заказчики будут обязаны учитывать преимущества российских товаров при обосновании своих решений в процессе закупок. Введение обязательства по формированию отчетности о соблюдении национального режима также станет важным шагом к повышению ответственности заказчиков.
3. **Переходный период и подготовка**
С учетом вступления в силу новых изменений с 01.01.2025, заказчики должны начать подготовку уже сейчас. Это включает в себя:
- Обучение сотрудников, ответственных за закупки, на тему новых требований и правил.
- Проведение аудит текущих закупочных процедур на соответствие новым нормам.
- Разработка новых внутренний регламентов и инструкций, учитывающих изменения в законодательстве.
4. **Контроль и ответственность**
С введением новых норм особое внимание будет уделено контролю за соблюдением национального режима. Появятся механизмы, позволяющие выявлять нарушения и применять меры ответственности к недобросовестным участникам закупок. Это может включать как штрафные санкции, так и исключение из реестра поставщиков.
5. **Заключение**
Внедрение изменений в 223-ФЗ с 01.01.2025 подразумевает значительные преобразования в системе закупок. Заказчики должны быть готовы к этим изменениям, чтобы эффективно адаптироваться к новым условиям и поддерживать интересы отечественных производителей. Успешная реализация национального режима зависит от комплексного подхода к подготовке и внедрению новых норм, что в конечном итоге должно привести к повышению конкурентоспособности российских товаров на рынке.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ: обзор практики на 2023-2024 годы30.01.2025Может ли перечень оснований для неконкурентной закупки охватывать любые нужды заказчика? Признается ли прямая сделка антиконкурентным соглашением при отсутствии объективных причин для ее заключения? Какие основания для закупки у единственного поставщика не следует включать в положение о закупке? Ответы на данные вопросы представлены в обзоре КонсультантПлюс. 1) Перечень оснований для неконкурентной закупки не должен быть слишком широким. Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) поддержал решения судов, указав, что в положении о закупке -
Срок действия порядка расчёта НМЦК для строительных контрактов «под ключ» может быть продлён до конца 2025 года24.12.2024Внесены изменения в пункт 3 приказа Минстроя России № 604/пр, который устанавливает порядок определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК) по строительным контрактам «под ключ» и цен контрактов с аналогичным предметом, заключаемых с единственным исполнителем (подрядчиком). Контракты «под ключ» охватывают как подготовку проектной документации, так и выполнение инженерных изысканий, а также работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Изменения -
Изменения в правительственные акты, которые оформляют независимые гарантии и требования к банкам-гарантам29.11.2024Проект, разработанный Министерством финансов Российской Федерации, вносит изменения в ряд нормативных актов, касающихся государственных закупок. Основные изменения затрагивают: 1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года № 2369, которое устанавливает требования к гарантам (банкам и фондам) в рамках государственных закупок.2


