Определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2025 года по делу № 305-ЭС25-2383, связанному с делами № А40-42611/2024 и № А40-47578/2024, была поставлена под сомнение правомерность позиции Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, которая исключает возможность предоставления преференций в рамках государственных закупок для коммерческих организаций, основанных региональными отделениями общероссийских объединений инвалидов.
Верховный Суд передал дело на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам, что может оказать влияние на условия участия в государственных закупках для широкого круга организаций.
В данном деле общество с ограниченной ответственностью «Ламирэль» оспаривает решение Управления Федеральной антимонопольной службы, признавшее победу компании на электронных аукционах недействительной из-за предполагаемой недостоверности информации в поданной заявке. ФАС пришла к выводу, что общество необоснованно получило преимущества как организация инвалидов, не соответствуя требованиям статьи 29 Федерального закона № 44-ФЗ.
Согласно доводам ФАС, учредителем общества является Владимирское областное отделение Общероссийского объединения инвалидов «РОСТАР», которое, по мнению антимонопольной службы, не является общероссийской организацией, что лишает компанию права на преференции, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 29 указанного закона.
Тем не менее, участник закупки утверждает, что учредитель является структурным подразделением общероссийской организации инвалидов, полностью подчиняющимся её уставу и решениям, и, следовательно, соответствует требованиям статьи 29 Федерального закона № 44-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили, что заявка ООО «Ламирэль» соответствует законодательным требованиям, и общество правомерно воспользовалось предусмотренной преференцией.
Однако Арбитражный суд Московского округа отменил эти решения, поддержав позицию ФАС о том, что региональный статус учредителя исключает право на льготы.
Верховный Суд, рассмотрев доводы жалобы, пришёл к выводу о наличии оснований для пересмотра дела, передавего на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам. В ходе анализа дела Суд отметил несколько ключевых моментов:
1. В решении по делу № АКПИ24-96 Верховный Суд уже признавал незаконным письмо ФАС, исключающее преференции для региональных организаций инвалидов.
2. ООО «Ламирэль» было учреждено подразделением, полностью подчинённым общероссийской организации, в данном случае — Общероссийскому объединению инвалидов «РОСТАР», не имеющим собственного устава.
3. Структура Общероссийского объединения инвалидов «РОСТАР» соответствует требованиям законодательства о многоуровневом строении общероссийских объединений.
Таким образом, данное определение Верховного Суда может иметь значительные последствия для практики предоставления преференций в сфере государственных закупок, а также для правового статуса организаций, основанных на региональных отделениях общероссийских объединений инвалидов. Результаты рассмотрения дела в Судебной коллегии по экономическим спорам будут актуальны для множества организаций, участвующих в госзакупках.
другие материалы
-
Госзаказчик не может принимать к оценке часть суммы исполненного контракта25.10.2024В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона №44-ФЗ, извещение о проведении закупки должно содержать, в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах, если иное не предусмотрено данным Законом. Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона №44-ФЗ, для оценки заявок участников закупки заказчик обязан использовать критерий «квалификация участников закупки», который включает наличие финансовых ресурсов, права собственности или иного законного основания на оборудование и другие материальные ресурсы, опыт
-
Минпромторг РФ уточнил правила использования единого реестра отечественной радиоэлектронной продукции.08.12.2023Министерство напоминает, что реестровые записи для радиоэлектронной продукции, за исключением телекоммуникационного оборудования, теперь размещаются в новом реестре на официальном сайте ГИСП. Все записи в новом реестре являются актуальными
-
Закупка полевых автомобильных кухонь МЧС возможна при 100% предварительной оплате02.01.2024Правительство утвердило возможность МЧС России приобретать полевые автомобильные кухни с предварительным внесением аванса до 100% от общей суммы контракта. Однако, размер аванса не должен превышать лимитов, установленных для бюджетных обязательств. Важным условием контракта является наличие расширенного казначейского сопровождения средств, которое включает проведение проверок поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг