В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ, протокол, составляемый в процессе проведения конкурентной закупки, должен включать, в том числе, основания для отклонения каждой заявки на участие в закупке, с указанием соответствующих положений:
- документации о закупке;
- извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует данная заявка.
В решении Федеральной антимонопольной службы России от 22.06.2023 по делу №223ФЗ-237/23 указано, что заказчик ненадлежащим образом составил протокол, поскольку формулировка «ценовое предложение не соответствует условиям Технического задания (части 5 документации о закупке)» не дает участнику четкого понимания, каким именно положениям документации о закупке не соответствует его заявка.
Комиссия ФАС России установила, что в пункте 5.4.4 документации заказчиком был определен конкретный перечень оснований для отклонения заявки участника.
Согласно подпункту «в» пункта 5.4.4 документации, закупочная комиссия отклоняет заявку участника, если она не соответствует установленным требованиям документации, включая требования к форме, составу и порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае отсутствия обеспечения заявки (если такое требование предусмотрено документацией о закупке).
Таким образом, заказчик нарушил положения документации о закупке и Закон №223-ФЗ при формировании протокола.
В постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.07.2024 по данному делу было отмечено, что суды пришли к обоснованному выводу о ненадлежащем формировании протокола заказчиком, поскольку указанная в нем формулировка не позволяет четко определить, каким именно требованиям документации о закупке не соответствует заявка.
Суды также отметили, что в пункте 5.4.4 документации содержится конкретный перечень оснований для отклонения заявки, однако в протоколе эти основания отсутствуют. Это позволило судам сделать вывод о нарушении требований, предусмотренных частью 13 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ, поскольку в протоколе не указаны надлежащие основания для отклонения заявки.
Соответствием вышеизложенному, можно сделать несколько ключевых выводов о важности правильного оформления протоколов при проведении закупок:
1. **Четкость обоснований**: Протоколы, составляемые в процессе проведения закупок, должны содержать четкие и конкретные обоснования для отклонения заявок. Формулировки должны быть ясными, чтобы участники могли понять, какие именно требования документации были нарушены.
2. **Ссылки на документацию**: В протоколе необходимо указывать конкретные пункты и подпункты документации о закупке, на которые ссылается заказчик при отклонении заявки. Это позволяет участникам лучше понять причины отклонения и, при необходимости, подготовить более соответствующие заявки в будущем.
3. **Соблюдение требований закона**: Заказчики обязаны соблюдать требования, установленные Законом №223-ФЗ и документацией о закупке. Неправильное оформление протоколов может привести к правовым последствиям, включая обжалование решений в антимонопольных органах и в судебных инстанциях.
4. **Прозрачность процесса**: Правильное оформление протоколов способствует повышению прозрачности и доверия к закупочным процедурам. Участники должны иметь возможность оспаривать решения заказчика, если они считают, что обоснования отклонения их заявок не соответствуют установленным требованиям.
5. **Ответственность заказчика**: Заказчик несет ответственность за корректность и полноту информации, представляемой в протоколах. Неправильное оформление может быть расценено как нарушение законодательства, что повлечет за собой негативные последствия как для заказчика, так и для всего процесса закупки.
Таким образом, правильное составление протоколов является важным аспектом в организации и проведении конкурентных закупок, что непосредственно влияет на эффективность и законность закупочного процесса.
другие материалы
-
В 2024 году Минстрой утвердил процедуру подтверждения пригодности для строительства новых изделий и технологий без нормативного регулирования19.03.2024В 2024 году Минстрой РФ утвердил возможность подтверждения пригодности для использования в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий, которые не охвачены действующими строительными нормами, национальными стандартами и другими регулирующими документами. Согласно приказу Минстрой РФ от 08.02.2024 № 80/пр, в текущем году такая пригодность может быть подтверждена техническим свидетельством, которое выдается ФАУ «Федеральным центром нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве
-
Корпоративный заказчик становится субъектом контроля по Закону №44-ФЗ при закупке обязательного аудита30.10.2024Акционерное общество с участием государства, осуществляющее закупки в соответствии с Законом №223-ФЗ, провело открытый конкурс в электронной форме на приобретение услуг обязательного аудита
-
Минфин разъяснил правила освобождения субъектов малого предпринимательства24.01.2025Министерство финансов разъяснило, что участники совместных закупок с неопределённым объемом, представляющие субъекты малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), могут быть освобождены от необходимости предоставления обеспечения контракта. Это также относится к случаям применения антидемпинговых мер. Для получения освобождения участнику необходимо подтвердить выполнение трёх контрактов за последние три года до подачи заявки