В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ, протокол, составляемый в процессе проведения конкурентной закупки, должен включать, в том числе, основания для отклонения каждой заявки на участие в закупке, с указанием соответствующих положений:
- документации о закупке;
- извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует данная заявка.
В решении Федеральной антимонопольной службы России от 22.06.2023 по делу №223ФЗ-237/23 указано, что заказчик ненадлежащим образом составил протокол, поскольку формулировка «ценовое предложение не соответствует условиям Технического задания (части 5 документации о закупке)» не дает участнику четкого понимания, каким именно положениям документации о закупке не соответствует его заявка.
Комиссия ФАС России установила, что в пункте 5.4.4 документации заказчиком был определен конкретный перечень оснований для отклонения заявки участника.
Согласно подпункту «в» пункта 5.4.4 документации, закупочная комиссия отклоняет заявку участника, если она не соответствует установленным требованиям документации, включая требования к форме, составу и порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае отсутствия обеспечения заявки (если такое требование предусмотрено документацией о закупке).
Таким образом, заказчик нарушил положения документации о закупке и Закон №223-ФЗ при формировании протокола.
В постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.07.2024 по данному делу было отмечено, что суды пришли к обоснованному выводу о ненадлежащем формировании протокола заказчиком, поскольку указанная в нем формулировка не позволяет четко определить, каким именно требованиям документации о закупке не соответствует заявка.
Суды также отметили, что в пункте 5.4.4 документации содержится конкретный перечень оснований для отклонения заявки, однако в протоколе эти основания отсутствуют. Это позволило судам сделать вывод о нарушении требований, предусмотренных частью 13 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ, поскольку в протоколе не указаны надлежащие основания для отклонения заявки.
Соответствием вышеизложенному, можно сделать несколько ключевых выводов о важности правильного оформления протоколов при проведении закупок:
1. **Четкость обоснований**: Протоколы, составляемые в процессе проведения закупок, должны содержать четкие и конкретные обоснования для отклонения заявок. Формулировки должны быть ясными, чтобы участники могли понять, какие именно требования документации были нарушены.
2. **Ссылки на документацию**: В протоколе необходимо указывать конкретные пункты и подпункты документации о закупке, на которые ссылается заказчик при отклонении заявки. Это позволяет участникам лучше понять причины отклонения и, при необходимости, подготовить более соответствующие заявки в будущем.
3. **Соблюдение требований закона**: Заказчики обязаны соблюдать требования, установленные Законом №223-ФЗ и документацией о закупке. Неправильное оформление протоколов может привести к правовым последствиям, включая обжалование решений в антимонопольных органах и в судебных инстанциях.
4. **Прозрачность процесса**: Правильное оформление протоколов способствует повышению прозрачности и доверия к закупочным процедурам. Участники должны иметь возможность оспаривать решения заказчика, если они считают, что обоснования отклонения их заявок не соответствуют установленным требованиям.
5. **Ответственность заказчика**: Заказчик несет ответственность за корректность и полноту информации, представляемой в протоколах. Неправильное оформление может быть расценено как нарушение законодательства, что повлечет за собой негативные последствия как для заказчика, так и для всего процесса закупки.
Таким образом, правильное составление протоколов является важным аспектом в организации и проведении конкурентных закупок, что непосредственно влияет на эффективность и законность закупочного процесса.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Комитет госзаказа Санкт-Петербурга подготовил рекомендации по определению и обоснованию цены контракта в прямых закупках22.05.2025Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга, в связи с проведением проверок контрольных органов, выявивших нарушения в процессе определения цены контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направил письмом от 20.05.2025 № 05-32-1850/25-0-1 главным распорядителям бюджетных средств -
Планируется уточнить основания для включения поставщиков, подрядчиков и исполнителей в Реестр надежных партнеров27.02.2024В соответствии с указаниями Президента, правительству предложено уточнить критерии для включения поставщиков в реестр недобросовестных до 15.03.2024 -
Какие ошибки отметила служба в обзорах за январь 2025 года15.03.2025Заказчики иногда допускают ошибки в процессе формирования требований к закупкам, что может негативно сказаться на результатах торгов. В данном обзоре от Консультант-плюс рассмотрим несколько наиболее распространенных нарушений. 1) **Неправильный выбор позиции доптребований** В одном из случаев заказчик проводил закупку работ по строительству канализационных очистных сооружений и насосных станций, однако установил доптребования по позиции, предназначенной для объектов капитального строительства, не относящихся к линейным


