Заказчики необоснованно отклоняли заявки, устанавливали возможность запроса дополнительной информации и документов на стадии отбора, а также определяли избыточные требования к заявкам при закупках среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). Подробности можно найти в обзоре от "Консультант-Плюс".
1) **Необоснованное отклонение заявки**
В данном случае заказчик осуществлял закупку средств индивидуальной защиты (СИЗ) — защитных одноразовых курток на молнии или аналогичных, которые должны были соответствовать характеристикам и требованиям технического задания или иметь улучшенные параметры.
Заявка одного из участников была отклонена по причине несоответствия товара условиям закупки: вместо застежки "молния" участник предложил застежку "липучка". Заказчик посчитал, что такая характеристика не является эквивалентной той, что указана в документации.
Контрольные органы признали отклонение заявки незаконным по следующим причинам:
- В документации не были определены параметры аналогичности, а также не указано, какие именно улучшенные характеристики застежки должны предлагаться участниками для допуска их заявок;
- Заказчик не предоставил доказательства того, что предложенный товар не соответствует условиям закупки и не является эквивалентным.
Суд поддержал позицию контролеров, отметив, что экспертиза подтвердила соответствие товара условиям закупки. Застежка "липучка" была признана аналогичной застежке "молния" и не влияла на защитные и функциональные свойства изделия, что подтверждается действующим ГОСТом.
2) **Запрос дополнительной информации и документов на стадии отбора**
В соответствии с условиями закупки, заказчик имел право направлять участникам уточняющие запросы по заявкам на стадии отбора.
Контрольные органы установили, что одному участнику были направлены запросы, а другому — нет. Они пришли к выводу:
- Запрос изменил заявку, поскольку участник предоставил недостающие документы и сведения, влияющие на допуск к закупке. Это противоречит Закону N 223-ФЗ, который не допускает дополнение и уточнение заявок по истечении срока их подачи;
- Возможность участия взакупке с учетом данного условия зависит от усмотрения заказчика, что может привести к неравномерному применению правил.
Суд поддержал позицию контролеров.
3) **Избыточные требования к заявке при закупках среди СМСП**
В документации была установлена необходимость представления участниками закупки среди СМСП во второй части заявки сводной таблицы стоимости работ. В случае неполноты документов и информации заявка могла быть отклонена.
Контрольные органы выявили нарушение:
- Согласно Закону N 223-ФЗ, заявка должна содержать предложение о цене, при этом участник не обязан выполнять дополнительные расчеты;
- Перечень сведений и документов, которые заказчик вправе требовать от участников закупки среди СМСП, является закрытым. Спорная таблица не входит в этот перечень.
Таким образом, в указанных случаях наблюдаются явные нарушения норм законодательства, что подчеркивает необходимость более тщательного контроля за действиями заказчиков в сфере закупок.
Источник: КонсультантПлюс
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
ВС РФ: одного лишь факта неподписания госконтракта мало, чтобы включить сведения о победителе в РНП27.10.2023Победитель тендера был признан уклонившимся от заключения контракта. Произошло это из-за того, что ответственный сотрудник, который должен был подписать контракт, не явился на работу по причине заболевания и не уведомил руководство о необходимости подписания. В итоге, срок для подписания контракта был пропущен. Контролеры включили данную информацию в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Верховный Суд Российской Федерации поддержал решения судов первой и апелляционной инстанций, которые не согласились с решением антимонопольной службы -
Верховный суд подтверждает требования, указанные в статье 31 Закона №44-ФЗ16.02.2024Верховный суд Российской Федерации поддержал решение нижестоящих судов и антимонопольного органа о том, что если извещение о закупке в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ №2571 содержит дополнительные требования, установленные частью 2.1 статьи 31 указанного закона, участники закупки обязаны представлять исполненные контракты или договоры с приложенными актами приемки поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, которые подтверждают цену указанных товаров, работ и услуг -
Общества, созданные региональными отделениями общероссийских объединений инвалидов вправе иметь преимущества в госзакупках15.05.2025Определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2025 года по делу № 305-ЭС25-2383, связанному с делами № А40-42611/2024 и № А40-47578/2024, была поставлена под сомнение правомерность позиции Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, которая исключает возможность предоставления преференций в рамках государственных закупок для коммерческих организаций, основанных региональными отделениями общероссийских объединений инвалидов. Верховный Суд передал дело на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам, что может


