Верховный Суд Российской Федерации согласился с выводами нижестоящих инстанций о том, что в процессе проведения закупок в соответствии с 44-ФЗ, касающихся мероприятий по защите информации, относящейся к государственной тайне, заказчики не имеют права ограничивать участников закупки в предоставлении лицензий на осуществление данной деятельности, выданных только:
- Федеральной службой безопасности Российской Федерации (ФСБ России) на выполнение работ с использованием информации, составляющей государственную тайну;
- Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России на выполнение мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны;
- Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) на выполнение мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации);
- ФСТЭК России на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации,
если в лицензиях не указано конкретное место осуществления лицензируемого вида деятельности — регион заказчика.
Указанные лицензии, выданные федеральными органами исполнительной власти, в том числе региональными управлениями ФСБ, действуют на всей территории Российской Федерации, что подтверждается пунктом 3 части 2 статьи 1 Закона о лицензировании. В данном законе прямо указано, что его положения не применяются к отношениям, связанным с лицензированием деятельности, связанной с защитой государственной тайны. Лицензирование этой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими соответствующие сферы деятельности (часть 3 статьи 1 Закона о лицензировании).
Согласно статье 27 Закона о государственной тайне, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 15 апреля 1995 года № 333, пункт 1 которого утвердил Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с проведением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны. В пункте 1 данного Положения указано, что оно устанавливает порядок лицензирования деятельности организаций любой организационно-правовой формы, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказаниемуслуг по защите государственной тайны.
На основании вышеизложенного, Верховный Суд РФ пришел к выводу, что установление дополнительных требований к участникам закупок, касающихся наличия лицензий только определенных регионов, является неправомерным. Лицензии, выданные уполномоченными органами на всю территорию России, должны приниматься без ограничений, что обеспечивает более широкий доступ для исполнителей, готовых участвовать в конкурсах на выполнение работ или оказание услуг в области защиты информации.
Таким образом, судебная практика подтверждает, что заказчики в рамках государственного оборота не вправе устанавливать ограничения, которые могут привести к необоснованному сужению круга потенциальных участников закупок. Это позволяет создать более конкурентную среду и обеспечивает участие в закупках большего числа юридических лиц с необходимыми лицензиями, что в свою очередь способствует повышению качества выполняемых работ и услуг.
В заключение, данное решение Верховного Суда РФ подчеркивает важность соблюдения принципов открытости и конкурентности в государственных закупках, а также необходимость правильного понимания и применения законодательства о лицензировании в контексте защиты государственной тайны.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 06 февраля 2025 года №306-ЭС24-24575 по делу №А55-32719/2023
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 18 ноября 2024 года по делу №А55-32719/2023
другие материалы
-
Министерство финансов опубликовало список банков, уполномоченных на выдачу независимых гарантий для заявок и исполнения госконтрактов27.11.2024Министерство финансов Российской Федерации регулярно обновляет перечень банков, уполномоченных на выдачу гарантий для обеспечения заявок или исполнения контрактов. По состоянию на 19 ноября 2024 года в списке значится 211 организаций, тогда как на 30 октября 2024 года их было 210. Документ: Перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ на 19.11.2024 г
-
Включение в РНП по 223-ФЗ10.02.2025Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) утвердила приказ от 24 декабря 2024 года № 1072/24, регламентирующий порядок рассмотрения обращений о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в отношении недобросовестных участников и исполнителей. Приказом определены следующие ключевые моменты: - Установлена подведомственность для рассмотрения обращений.- Определены процедурные сроки и порядок подачи обращений со стороны заказчиков.- Уточнены права заказчиков, участников и комиссии в процессе рассмотрения
-
Что такое идентификационный код закупки?22.02.2024Идентификационный код закупки (ИКЗ) — уникальный код, который обеспечивает связь между документами на всех этапах закупки. Порядок создания, состав и структура ИКЗ утверждены приказом Минфина России от 10.04.2019 № 55н. Структура и состав ИКЗ представляют собой цифровой код, состоящий из следующих групп чисел: 1-2 — год публикации уведомления (приглашения) или заключения контракта с поставщиком3-22 — идентификационный код заказчика23-26 — порядковый номер позиции в плане-графике