В данной ситуации возникает сложность с определением ставки НДС для расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 29 января 2024 года № 03-07-07/6790 перенаправило подобные вопросы в Министерство здравоохранения, которое разработало Постановление № 1042.
Постановление № 688 устанавливает ставку НДС в размере 10%, в то время как Постановление № 1042 предполагает ставку НДС 0%. Оба постановления разработаны в рамках налогового законодательства, а не для применения в контрактной системе. Для освобождения товара от НДС по Постановлению № 1042 необходимо одновременное выполнение двух условий: совпадение с перечнем по 1) коду ТН ВЭД ЕАЭС и 2) коду ОКП или ОКПД2 (при наличии указанных кодов). Код ТН ВЭД ЕАЭС известен импортеру, осуществившему ввоз, тогда как код ОКП или ОКПД2 указан в регистрационном удостоверении на медицинское изделие. На стадии расчета НМЦК у заказчика отсутствуют как код ТН ВЭД ЕАЭС, так и регистрационное удостоверение, поскольку конкретное медицинское изделие еще не закуплено.
Кроме того, в классификаторе товаров указаны три кода ОКПД2 (32.50.50.000, 32.50.13.190, 32.50.50.190), и выбор конкретного кода остается неизвестным. В связи с этим, за заказчика целесообразно ориентироваться на ставку НДС, указанную в реестре контрактов или в коммерческих предложениях от поставщиков.
Данная позиция находит подтверждение в судебной практике. Управление Федерального казначейства по Тверской области обнаружило нарушения в действиях заказчика, который применил ставку НДС 20% на товар, включенный в перечень Постановления № 1042 (освобожденный от НДС). Судебные инстанции поддержали выводы УФК. Кассационный суд отметил, что при заключении гражданско-правовых договоров стороны регулируют исключительно гражданские отношения, что не влияет на налоговые обязательства.В данной ситуации действительно возникает сложность с применением правильной ставки НДС при расчете начальной максимальной цены контракта (НМЦК) для медицинских изделий, особенно в условиях неопределенности касательно классификации товаров и их налогообложения.
Как вы уже упомянули, существует два постановления: одно (Постановление № 688) устанавливает ставку НДС 10%, а другое (Постановление № 1042) — 0%. Применение каждой из ставок зависит от наличия конкретных условий, в том числе соответствия товара определенным кодам ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2. Однако на стадии подготовки НМЦК у заказчика действительно может отсутствовать полная информация о кодах, поскольку конкретные изделия еще не закуплены.
Судебная практика, которую вы привели, подтверждает важность правильного применения ставок НДС в соответствии с законодательством. В случаях, когда заказчик применяет ставку 20% на товары, которые могут подпадать под освобождение от НДС, это может привести к нарушениям, как было установлено в вашем примере.
С учетом вышеизложенного, разумным подходом для заказчика будет:
1. Ориентироваться на ставку НДС, указанную в коммерческих предложениях от поставщиков или в реестре контрактов, что может помочь избежать потенциальных ошибок.
2. В случае отсутствия однозначной информации о кодах и ставках, возможно, стоит проконсультироваться с налоговыми консультантами или юристами, чтобы минимизировать риски и обеспечить соответствие налоговому законодательству.
3. Вести активный диалог с поставщиками для получения необходимых документов и информации о классификации товаров, что в дальнейшем поможет при расчете НМЦК.
Таким образом, правильный подход к определению НМЦК и применению ставки НДС требует внимательности и учета всех доступных данных, а также соблюдения действующего законодательства.
другие материалы
-
Министерство финансов разъяснило применение новых правил национального режима в соответствии с 223-ФЗ20.12.2024Министерство финансов Российской Федерации в ответ на запрос, изложенный в письме № 24-07-08/124512 от 10 декабря 2024 года, разъяснило порядок применения статей 3.1-4 Федерального закона № 223-ФЗ, касающихся национального режима. Согласно разъяснениям, указанные статьи распространяются на все закупки, проводимые заказчиком как конкурентными, так и неконкурентными способами, включая закупки у единственного поставщика
-
Вопросы о закупках зарубежной промышленной продукции согласно указанию Минпромторга22.03.20241) Может ли заказчик указать в описании объекта закупки иностранную промышленную продукцию с характеристиками, отличными от утвержденных в разрешении Минпромторга РФ? Согласно пункту 3 постановления №616, запреты, указанные в этом документе, не распространяются на промышленные товары из списка, для которых имеется разрешение на закупку из-за рубежа, выданное с использованием ГИСП по установленному Минпромторгом России порядку
-
Верховный суд разъяснил о неоднократном увеличении цены контракта в пределах 10%10.04.2025Верховный суд Российской Федерации подтвердил позицию нижестоящих судов о том, что стороны государственного контракта, ссылаясь на пункт 1.3 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, не имеют права многократно увеличивать цену контракта в пределах 10% от ранее измененной цены через дополнительные соглашения