В процессе исполнения контракта подрядчик осуществлял подключение социальных объектов к сети Интернет. В соответствии с условиями контракта, он был обязан привлечь к выполнению работ субъекты малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) на сумму не менее 15% от цены контракта.
За несвоевременное предоставление документов, подтверждающих данное привлечение, заказчик начислил штрафы за каждый просроченный документ, предъявив их к взысканию с подрядчика.
На возражения исполнителя о необходимости списания неустойки в соответствии с Постановлением №783 заказчик указал на подпункт «а» пункта 2 Правил, где предусмотрено, что штрафы не подлежат списанию в случае изменения условий контракта, касающихся его цены или объема работ.
Суды отметили, что изменения контракта произошли по причинам, не связанным с волеизъявлением сторон, что не подпадает под действие указанной нормы. Конкретное изменение объема работ и цены было вызвано обстоятельствами, не зависящими от сторон, поскольку один из объектов прекратил свою деятельность, что сделало дальнейшее выполнение работ на данном объекте невозможным.
Таким образом, правовых оснований для применения Постановления №783 не имеется. Контракт был фактически завершен, и подрядчик, хотя и с задержкой, документально подтвердил привлечение СМП и СОНКО в необходимом объеме, при этом размер начисленных штрафов не превышает 5% от цены контракта.
Списание неустоек невозможно, если изменения в контракте обусловлены необходимостью обеспечить его завершение, однако в данном случае стороны не руководствовались таким мотивом.
Документ: Постановление АС Московского округа от 04.10.2024 № Ф05-18585/2024 по делу № А40-201077/2023
другие материалы
-
Верховный Суд подтвердил право взыскания с заказчика расходов на предоставление независимой гарантии19.03.2025Для установления причинно-следственной связи между действиями заказчика и убытками исполнителя необходимо учитывать несколько ключевых аспектов. Контракт был расторгнут инициатором заказчика в связи с отзывом лимитов бюджетных обязательств, вызванным существенным изменением обстоятельств
-
Разъяснения ЦДУ ТЭК касаются предоставления данных для расчета НМЦК на моторное топливо25.03.2025В соответствии с Приказом ФАС России от 22 ноября 2024 года № 894/24, который устанавливает порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта на поставку моторного топлива, был направлен запрос в Центр данных и управления топливно-энергетическим комплексом (ЦДУ ТЭК), являющийся филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Российская энергетическая агентство» Министерства энергетики России, с целью получения разъяснений по следующим вопросам: 1
-
Планируется продлить до 2025 года возможность изменения строительных госконтрактов29.11.2024Планируется продление действия порядка и случаев корректировки существенных условий контрактов, которые невозможно исполнить по обстоятельствам, не зависящим от сторон, до 2025 года. Данная инициатива касается государственных и муниципальных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, а также сохранению объектов культурного наследия