Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России представила итоговый доклад к расширенному заседанию Коллегии ФАС, состоявшемуся 23 апреля 2025 года. В отдельной главе документа рассматриваются вопросы контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе и законодательства о закупках. В частности, в докладе освещаются следующие моменты:
1. **Результаты контроля соблюдения законодательства о закупках по Закону № 44-ФЗ**:
- В 2024 году в ФАС России было зарегистрировано 39 201 жалоба на действия (бездействие) контролируемых субъектов. Из общего количества рассмотренных жалоб 12 659 (40%) были признаны обоснованными, тогда как 19 110 (60%) оказались необоснованными.
- В рамках контроля были проведены 17 637 проверок, из которых 89 были плановыми, а 17 548 — внеплановыми. По итогам проверок выдано 1 641 предписание.
- В результате рассмотрения обращений о внесении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) было принято 15 244 решения о включении таких сведений. Наибольшее количество решений (13 537) было связано с односторонним расторжением контракта.
- В 2024 году ФАС России возбудила 26 403 дела об административных правонарушениях за нарушения Закона № 44-ФЗ. По итогам рассмотрения дел было вынесено 7 831 постановление о наложении административного штрафа на общую сумму 192 842 тысяч рублей, из которых взыскано 125 347 тысяч рублей.
- В результате анализа отчетов заказчиков о закупках у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) за 2023 год были подтверждены нарушения, что привело к возбуждению 6 668 дел об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения вынесено 3 874 постановления о назначении административного наказания.
2. **Результаты контроля соблюдения законодательства о корпоративных закупках по Закону № 223-ФЗ**:
- В 2024 году ФАС России было рассмотрено 8 734 жалобы врамках административной процедуры, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, по основаниям, указанным в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Из указанного количества жалоб 2 413 были признаны обоснованными, 3 759 — необоснованными, выдано 1 841 предписание. 2 562 жалобы были оставлены без рассмотрения и возвращены заявителям.
- В течение 2024 года в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом № 223-ФЗ, было включено 927 записей. Из них 426 касались участников закупок, уклонившихся от заключения договора, а 501 — поставщиков (исполнителей, подрядчиков), с которыми договор был расторгнут по решению суда или в результате одностороннего отказа заказчика.
- За нарушения, связанные с Законом № 223-ФЗ, было возбуждено 3 971 дело об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения дел вынесено 1 266 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 21 338,1 тысяч рублей, из которых взыскано 14 931,55 тысяч рублей.
Данный доклад подчеркивает значимость контроля за соблюдением законодательства о закупках и контрактной системе, а также необходимость продолжения работы ФАС России в данном направлении для обеспечения справедливости и прозрачности в сфере государственных и корпоративных закупок.
Документ: Итоговый доклад к расширенному заседанию Коллегии ФАС России 23 апреля 2025 года
другие материалы
-
Арбитражный суд Челябинской области признал удержание заказчиком неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств подрядчиком необоснованным20.01.2025**Часть 4 статьи 34 Закона №44-ФЗ** устанавливает, что в контракте должно содержаться обязательное условие о ответственности как заказчика, так и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных данным контрактом. **Часть 6 статьи 34 Закона №44-ФЗ** уточняет, что в случае просрочки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, заказчик имеет право направить поставщику (подрядчику
-
Верховный суд определил позицию относительно штрафов за нестоимостные нарушения контракта08.02.2024Верховный суд РФ поддержал решение нижестоящих судов, согласно которому штрафы за нестоимостные нарушения госконтракта должны быть существенно снижены. Если стоимость контракта не превышает 3 млн рублей и в контракте установлена ответственность в размере 10% от стоимости работ, то размер штрафа должен быть установлен на уровне 1000 рублей. Это соответствует положениям Правил расчета неустоек, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1042 от 30 августа 2017 года
-
Верховный суд об односторонних актах приемки - сдачи работ06.03.2025Верховный суд Российской Федерации разъяснил особенности приемки и оплаты по односторонним актам сдачи работ Подрядчиками в случае отказа Заказчика от их приемки. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем фиксируется данное обстоятельство, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан недействительным судом лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта будут признаны обоснованными