Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России представила итоговый доклад к расширенному заседанию Коллегии ФАС, состоявшемуся 23 апреля 2025 года. В отдельной главе документа рассматриваются вопросы контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе и законодательства о закупках. В частности, в докладе освещаются следующие моменты:
1. **Результаты контроля соблюдения законодательства о закупках по Закону № 44-ФЗ**:
- В 2024 году в ФАС России было зарегистрировано 39 201 жалоба на действия (бездействие) контролируемых субъектов. Из общего количества рассмотренных жалоб 12 659 (40%) были признаны обоснованными, тогда как 19 110 (60%) оказались необоснованными.
- В рамках контроля были проведены 17 637 проверок, из которых 89 были плановыми, а 17 548 — внеплановыми. По итогам проверок выдано 1 641 предписание.
- В результате рассмотрения обращений о внесении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) было принято 15 244 решения о включении таких сведений. Наибольшее количество решений (13 537) было связано с односторонним расторжением контракта.
- В 2024 году ФАС России возбудила 26 403 дела об административных правонарушениях за нарушения Закона № 44-ФЗ. По итогам рассмотрения дел было вынесено 7 831 постановление о наложении административного штрафа на общую сумму 192 842 тысяч рублей, из которых взыскано 125 347 тысяч рублей.
- В результате анализа отчетов заказчиков о закупках у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) за 2023 год были подтверждены нарушения, что привело к возбуждению 6 668 дел об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения вынесено 3 874 постановления о назначении административного наказания.
2. **Результаты контроля соблюдения законодательства о корпоративных закупках по Закону № 223-ФЗ**:
- В 2024 году ФАС России было рассмотрено 8 734 жалобы врамках административной процедуры, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, по основаниям, указанным в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Из указанного количества жалоб 2 413 были признаны обоснованными, 3 759 — необоснованными, выдано 1 841 предписание. 2 562 жалобы были оставлены без рассмотрения и возвращены заявителям.
- В течение 2024 года в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом № 223-ФЗ, было включено 927 записей. Из них 426 касались участников закупок, уклонившихся от заключения договора, а 501 — поставщиков (исполнителей, подрядчиков), с которыми договор был расторгнут по решению суда или в результате одностороннего отказа заказчика.
- За нарушения, связанные с Законом № 223-ФЗ, было возбуждено 3 971 дело об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения дел вынесено 1 266 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 21 338,1 тысяч рублей, из которых взыскано 14 931,55 тысяч рублей.
Данный доклад подчеркивает значимость контроля за соблюдением законодательства о закупках и контрактной системе, а также необходимость продолжения работы ФАС России в данном направлении для обеспечения справедливости и прозрачности в сфере государственных и корпоративных закупок.
Документ: Итоговый доклад к расширенному заседанию Коллегии ФАС России 23 апреля 2025 года
другие материалы
-
ФАС разъяснила, что включение в документацию требований к конкретному производителю противоречит антимонопольному законодательству01.04.2025В случае, если в извещении о закупке указаны характеристики, соответствующие исключительно продукции одного производителя, и отсутствует техническая или функциональная спецификация, такая закупка признается ограничивающей конкуренцию. Данное положение нарушает следующие нормы: - статья 33 Закона № 44-ФЗ;- статья 8 Закона № 44-ФЗ;- статья 17 Закона № 135-ФЗ. Если участник обжалует извещение, указывающее на то, что закупка ориентирована на конкретного производителя, на заказчике лежит обязанность доказать, что описание товара позволяет
-
Предложение от Минздрава: упростить обоснование НМЦК для медицинских изделий04.11.2024На официальном сайте проектов нормативных правовых актов (НПА) размещен проект Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации, касающийся признания утратившими силу подпунктов «а» и «б» пункта 10 порядка, регулирующего определение начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
-
Должен ли заказчик размещать в реестре контрактов заключение экспертизы, проведенной его сотрудниками?27.11.2023Ответ: Не должен, но вправе.Обоснование: В соответствии с третьей частью статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ, заказчик обязан провести экспертизу предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, чтобы проверить их соответствие условиям контракта.Экспертиза может быть проведена:- заказчиком самостоятельно (внутренняя экспертиза) или- с привлечением экспертов и экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ (внешняя экспертиза). В соответствии с седьмой частью статьи