Стороны заключили несколько договоров на вывоз снега в зимний период. Стоимость каждого договора не превышает 100 тыс. рублей. Исполнитель выполнил свои обязательства, но заказчик не произвел оплату.
В данном случае, три инстанции отказались взыскать деньги по следующим причинам:
- В соответствии с общим правилом, заказчик не обязан оплачивать услуги без заключенного контракта. Исполнитель должен был знать об этом обстоятельстве;
- Стороны последовательно заключили несколько договоров на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей. Такое дробление является недопустимым и позволяет избежать проведения конкурентных процедур. Такие сделки являются недействительными и не имеют правовых последствий;
- У заказчика не было оснований для экстренной закупки у единственного поставщика. В регионе не был объявлен режим повышенной готовности или чрезвычайная ситуация из-за большого количества осадков. С учетом географических и климатических особенностей местности, согласование подобных услуг могло быть выполнено заранее в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Верховный Суд Российской Федерации не стал пересматривать данное дело.
В практике судебных решений существует пример, когда заказчика обязали выплатить вознаграждение исполнителю за выполненные работы, несмотря на отсутствие заключенного контракта. Суд пришел к выводу, что между сторонами существовало договорное отношение, хотя оно не было оформлено в письменной форме. Суд учел факт выполнения работ и отсутствие обоснованных причин для отказа в оплате.
Таким образом, в каждом конкретном случае решение суда будет зависеть от обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами. Возможно, в вашем случае также будет необходимо представить дополнительные доказательства о существовании договорных отношений и выполнении работ.
Документ: Определение ВС РФ от 05.10.2023 N 303-ЭС23-13275
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Минприроды разъяснило, что распоряжение №2094-р не распространяется на государственные закупки15.01.2025Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 2022 года № 1224 устанавливает перечень товаров, подлежащих государственным закупкам, содержащих вторичное сырье -
Положения постановления Правительства РФ от 12.01.2023 № 10 не распространяются на закупки, осуществляемые по решению врачебной комиссии23.09.2025Напомним, что в силу пп. г) п. 1 ч. 1 ст -
Обновлены списки банков, предоставляющих услуги участникам государственных закупок02.06.2025Министерство финансов Российской Федерации обновило перечень банков, соответствующих требованиям пункта 1 части 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ, имеющих право выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок, исполнения контрактов и гарантийных обязательств по закупкам. В обновленном списке исключен РНКБ Банк (ПАО). Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2025 года № 1375-р изменен перечень банков, на счета которых вносятся денежные средства для обеспечения заявок


