Верховный суд Российской Федерации подтвердил позицию нижестоящих судов о недействительности госконтракта, заключенного в соответствии с 44-ФЗ на выполнение подрядных работ с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур. В результате, подрядчик обязан вернуть все средства, полученные от заказчика за выполненные работы, что является следствием недействительности контракта и применяется в рамках односторонней реституции.
Контракт, заключенный с организацией, не соответствующей установленным требованиям для участников закупок в государственных и муниципальных нуждах, нарушает принципы законодательного регулирования и угрожает публичным интересам, связанным с обеспечением единого порядка осуществления закупок.
Данный правовой подход согласуется с существующей судебной практикой, в том числе с определениями Верховного Суда РФ от 7 июля 2021 года (дело № 309-ЭС21-10522) и от 23 декабря 2021 года (дело № 306-ЭС21-24260).
Несоблюдение законодательно установленной процедуры заключения контракта не влияет на его возмездность, однако лишает исполнителя права на получение вознаграждения. При этом факты выполнения работ не оказывают влияния на правовую оценку отношений сторон, как указано в определении Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года (дело № 305-ЭС16-1427). Это исключает возможность применения двусторонней реституции.
Аналогичная практика была подтверждена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 апреля 2024 года (дело № А63-3971/2022), Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2024 года (дело № А63-22566/2022), а также в определении Верховного Суда РФ от 14 июня 2024 года (номер 308-ЭС24-9049).
Документ: Определение Верховного суда РФ от 05 мая 2025 года №308-ЭС25-2643 по делу №А20-3695/2023
Решение АС Кабардино-Балкарской Республики от 05 июля 2024 года по делу №А20-3695/2023
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
УФАС: госзаказчикам не следует включать в один лот работы из разных позиций доптребований10.11.2023Заказчик осуществлял приобретение работ по комплексному обслуживанию помещений, включая текущий ремонт и уборку -
Практика УФАС по 44-ФЗ13.02.2025Заказчики установили неправильный порядок оценки при определении ценового барьера договора для оценки опыта, а также без достаточных оснований применили дополнительные требования и не предоставили полное описание объекта закупки. Данные вопросы подробно рассмотрены в обзоре от «Консультант-Плюс». **Неправильный порядок оценки** Заказчик провел закупку работ по ремонту автодороги и ввел дополнительные требования -
Как устанавливать экологические требования к продукции при отсутствии утверждённой минимальной доли вторичного сырья?16.07.2025Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации разъясняет, что в случае отсутствия нормативно установленной минимальной доли вторичного сырья при проведении государственных закупок заказчик самостоятельно определяет данный показатель


