Возможность закупки работ без учета критериев формирования лотов или на несвязанных объектах представляет собой рискованное решение. Это подтверждается практикой АС Московского округа, который выявил нарушения во время проведения конкурса на ремонт участка региональной дороги с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) свыше 1,4 миллиарда рублей. Суд установил, что заказчик не учел критерии формирования лотов, определенные Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Ремонт должен был осуществляться на трассе регионального значения во II климатической зоне, где население региона составляет менее одного миллиона человек. Таким образом, НМЦ лота не могла превышать 1,2 миллиарда рублей.
Аналогичное решение было принято АС Дальневосточного округа, который не согласился с заказчиком, объединившим в одну закупку работы по ремонту дорог, не имеющие взаимосвязи, в различных муниципальных районах. Суд учел, что техническое задание для каждого участка содержало отдельные разделы, а также обособленные ведомости стоимости и объема работ, что указывает на самостоятельность объектов ремонта. Заказчик не смог доказать, что выполнение работ на одном участке невозможно без выполнения работ на другом. В обоих случаях суды указали на недопустимость укрупнения лота, так как это ограничивает конкуренцию и накладывает на контрагентов дополнительную финансовую нагрузку, включая высокие размеры обеспечения заявки и контракта.
Что касается опыта субподряда, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что он не может быть признан достаточным для участия в закупке работ с дополнительными требованиями. Хотя сделка была заключена в соответствии с Законом N 223-ФЗ и ее стоимость соответствовала требованиям, отклонение заявки за несоответствие дополнительным требованиям было признано обоснованным. Субподрядчик выполняет лишь отдельные работы и не обладает опытом строительства или реконструкции в совокупном объеме обязательств.
При этом АС Уральского округа не нашел оснований для отклонения заявки участника закупки работ по нанесению дорожной разметки, который подтвердил свою квалификацию договором субподряда, заключенным по Закону N 44-ФЗ. Суд отметил, что для оценки опыта участника не имеет значения, выступал ли он в роли генерального подрядчика или субподрядчика по заключенному договору.
В дополнение, суды также отметили, что заказчики могут быть обязаны оплатить работы, не включенные в контракт, если они имеют социальное значение. Примером служит дело, рассмотренное АС Поволжского округа, который взыскал с заказчика стоимость работ, которые не были предусмотрены контрактами. Подрядчик осуществлял летнее содержание дорог, но из-за обильного снегопада был вынужден выполнять и зимние работы. Суд пришел к выводу, что зимнее содержание дорог имеет социальное значение, и продолжение этих работ было критически важно для поддержания безопасности и здоровья граждан. Невыполнение работ могло привести к угрозе жизни и здоровью людей. Переписка сторон подтверждала, что заказчик согласился на выполнение спорных работ, и качество выполненных работ не вызывало споров.
Таким образом, соблюдение критериев формирования лотов, правильная интерпретация опыта субподряда и необходимость учета социального значения выполняемых работ являются ключевыми аспектами, которые необходимо учитывать заказчикам и потенциальным участникам закупок.
Источник: КонсультантПлюс
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Отсутствие товарного знака не причина для отклонения заявки12.02.2020Заказчик не имеет права отклонять заявку участников если они не указали наличие товарного знака.
-
Контракт признаётся недействительным при любом нарушении законодательства о контрактной системе29.08.2025Фабула дела такова. Прокурор обратился в суд с иском о признании недействительным контракта на поставку лекарственных препаратов в связи с нарушением заказчиком п. 2 постановления Правительства РФ от 17.10.2013 № 929 (далее – ПП РФ № 929), а именно: включения в один лот уникальных товаров (Анаферон и Кагоцел) наряду с иными лекарственными препаратами. Суды признали действия сторон неправомерными и указали, что указанные обстоятельства ведут к тому, что участники аукциона, которые могут предложить к поставке йод, эналаприл и пр
-
Порядок расчета НМЦК для бюджетных учреждений11.11.2024Министерство финансов Российской Федерации в ответ на запрос опубликовало разъяснение по определению начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) для бюджетных учреждений. В соответствии с данными разъяснениями, НМЦК определяется с применением одного или нескольких методов, указанных в части 1 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ. Все закупки должны быть включены в план-график, который формируется и утверждается после плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения