Возможность закупки работ без учета критериев формирования лотов или на несвязанных объектах представляет собой рискованное решение. Это подтверждается практикой АС Московского округа, который выявил нарушения во время проведения конкурса на ремонт участка региональной дороги с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) свыше 1,4 миллиарда рублей. Суд установил, что заказчик не учел критерии формирования лотов, определенные Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Ремонт должен был осуществляться на трассе регионального значения во II климатической зоне, где население региона составляет менее одного миллиона человек. Таким образом, НМЦ лота не могла превышать 1,2 миллиарда рублей.
Аналогичное решение было принято АС Дальневосточного округа, который не согласился с заказчиком, объединившим в одну закупку работы по ремонту дорог, не имеющие взаимосвязи, в различных муниципальных районах. Суд учел, что техническое задание для каждого участка содержало отдельные разделы, а также обособленные ведомости стоимости и объема работ, что указывает на самостоятельность объектов ремонта. Заказчик не смог доказать, что выполнение работ на одном участке невозможно без выполнения работ на другом. В обоих случаях суды указали на недопустимость укрупнения лота, так как это ограничивает конкуренцию и накладывает на контрагентов дополнительную финансовую нагрузку, включая высокие размеры обеспечения заявки и контракта.
Что касается опыта субподряда, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что он не может быть признан достаточным для участия в закупке работ с дополнительными требованиями. Хотя сделка была заключена в соответствии с Законом N 223-ФЗ и ее стоимость соответствовала требованиям, отклонение заявки за несоответствие дополнительным требованиям было признано обоснованным. Субподрядчик выполняет лишь отдельные работы и не обладает опытом строительства или реконструкции в совокупном объеме обязательств.
При этом АС Уральского округа не нашел оснований для отклонения заявки участника закупки работ по нанесению дорожной разметки, который подтвердил свою квалификацию договором субподряда, заключенным по Закону N 44-ФЗ. Суд отметил, что для оценки опыта участника не имеет значения, выступал ли он в роли генерального подрядчика или субподрядчика по заключенному договору.
В дополнение, суды также отметили, что заказчики могут быть обязаны оплатить работы, не включенные в контракт, если они имеют социальное значение. Примером служит дело, рассмотренное АС Поволжского округа, который взыскал с заказчика стоимость работ, которые не были предусмотрены контрактами. Подрядчик осуществлял летнее содержание дорог, но из-за обильного снегопада был вынужден выполнять и зимние работы. Суд пришел к выводу, что зимнее содержание дорог имеет социальное значение, и продолжение этих работ было критически важно для поддержания безопасности и здоровья граждан. Невыполнение работ могло привести к угрозе жизни и здоровью людей. Переписка сторон подтверждала, что заказчик согласился на выполнение спорных работ, и качество выполненных работ не вызывало споров.
Таким образом, соблюдение критериев формирования лотов, правильная интерпретация опыта субподряда и необходимость учета социального значения выполняемых работ являются ключевыми аспектами, которые необходимо учитывать заказчикам и потенциальным участникам закупок.
Источник: КонсультантПлюс
другие материалы
-
Госзакупки медизделий: интересные примеры из практики за 2024 и 2025 годы27.03.2025Стоит ли отказываться от контракта, если параметры медицинского изделия частично не соответствуют данным Росздравнадзора? Можно ли объединять в один лот медицинские расходные материалы различных видов по НКМИ? Необходимо ли подробно обосновывать дополнительные характеристики товара, отсутствующие в позиции КТРУ? Ответы на эти вопросы представлены в обзоре от «Консультант-Плюс». 1
-
ВС РФ: одного лишь факта неподписания госконтракта мало, чтобы включить сведения о победителе в РНП27.10.2023Победитель тендера был признан уклонившимся от заключения контракта. Произошло это из-за того, что ответственный сотрудник, который должен был подписать контракт, не явился на работу по причине заболевания и не уведомил руководство о необходимости подписания. В итоге, срок для подписания контракта был пропущен. Контролеры включили данную информацию в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Верховный Суд Российской Федерации поддержал решения судов первой и апелляционной инстанций, которые не согласились с решением антимонопольной службы
-
Подготовка проекта постановления21.12.2023В рамках проекта планируется осуществить согласование Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 года № 339 с законопроектом, который предоставляет Правительству возможность определять дополнительные случаи закупок у единственного поставщика. В результате будет исключено условие, согласно которому дополнительные основания применяются для закупки у единственного поставщика в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 46-ФЗ. Таким образом, порядок будет приведен в соответствие с готовящимися изменениями в