Министерство финансов Российской Федерации представило ежеквартальный отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд за I квартал 2025 года. В данном документе отражены ключевые тенденции развития контрактной системы, акцентируя внимание на изменениях как в объемах закупок, так и в законодательном регулировании.
- **Рост объемов закупок: сокращение процедур — увеличение стоимости**
В I квартале 2025 года количество извещений о закупках сократилось на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, однако их стоимостной объем увеличился на 17%. Основными факторами данного роста стали федеральные и региональные заказчики. Увеличение стоимости закупок связано с расширением применения каталога товаров, работ и услуг, на основе которого сформировано 64% извещений, обеспечивших 78% стоимостного объема.
- **Доминантные электронные форматы**
Электронный аукцион продолжает оставаться наиболее популярным способом конкурентного определения поставщика, несмотря на сокращение числа процедур на 13% и снижение их объема на 2%. В то же время наблюдается значительный рост применения электронного запроса котировок (+43% по объему) и механизма «электронного магазина» (+69% по объему), что стало возможным благодаря изменениям в законодательстве, расширившим возможности таких закупок.
- **Снижение уровня конкуренции: уменьшение числа заявок на закупку**
Среднее количество заявок на одну закупку снизилось до 2,59 по сравнению с 2,74 в предыдущем году. Это особенно заметно в сфере федеральных закупок. Несмотря на снижение уровня конкуренции, участие малого бизнеса и самозанятых граждан увеличилось: число субъектов малого и среднего предпринимательства в реестре участников закупок возросло на 9%, а количество самозанятых достигло рекордного роста в 42%.
- **Рост применения независимых гарантий**
Более 99% принятых заказчиками независимых гарантий соответствовали новым типовым требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1397. Это свидетельствует о стабилизации практики применения банковских гарантий в качестве обеспечения заявок и контрактов.
- **Заключение**
Закупочная система в I квартале 2025 года продемонстрировала рост финансовых объемов при одновременном снижении числа процедур и уровня конкуренции. Расширение возможностей для малого бизнеса, активизация закупок через электронные механизмы и законодательные реформы создают устойчивую основу для дальнейшего развития контрактной системы.
другие материалы
-
Минпромторг РФ уточнил правила использования единого реестра отечественной радиоэлектронной продукции.08.12.2023Министерство напоминает, что реестровые записи для радиоэлектронной продукции, за исключением телекоммуникационного оборудования, теперь размещаются в новом реестре на официальном сайте ГИСП. Все записи в новом реестре являются актуальными
-
Принуждение заказчика на замену товара с улучшенными характеристиками является неправомерным21.02.2025Согласно части 7 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, при исполнении контракта допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги с улучшенными качественными, техническими и функциональными характеристиками, если такое решение согласовано заказчиком с поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
-
Госзаказчик установил требования к компонентам товара - контролеры нашли нарушение Закона N 44-ФЗ16.11.2023Заказчик ранее приобретал работы по устройству игровой и спортивной площадки. В извещении были указаны требования к составным частям инвентаря, таким как бруски, трубы и другие детали.Однако, УФАС обнаружила нарушение следующих моментов:- Заказчик имеет право предъявлять требования к товару в целом, но не к его отдельным компонентам. В противном случае, он ограничивает конкуренцию и создает дополнительные преграды для участия в закупке.- Закон N 44-ФЗ не требует от участников предоставлять продукцию или иметь ее в наличии при подаче заявки