Министерство финансов Российской Федерации представило ежеквартальный отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд за I квартал 2025 года. В данном документе отражены ключевые тенденции развития контрактной системы, акцентируя внимание на изменениях как в объемах закупок, так и в законодательном регулировании.
- **Рост объемов закупок: сокращение процедур — увеличение стоимости**
В I квартале 2025 года количество извещений о закупках сократилось на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, однако их стоимостной объем увеличился на 17%. Основными факторами данного роста стали федеральные и региональные заказчики. Увеличение стоимости закупок связано с расширением применения каталога товаров, работ и услуг, на основе которого сформировано 64% извещений, обеспечивших 78% стоимостного объема.
- **Доминантные электронные форматы**
Электронный аукцион продолжает оставаться наиболее популярным способом конкурентного определения поставщика, несмотря на сокращение числа процедур на 13% и снижение их объема на 2%. В то же время наблюдается значительный рост применения электронного запроса котировок (+43% по объему) и механизма «электронного магазина» (+69% по объему), что стало возможным благодаря изменениям в законодательстве, расширившим возможности таких закупок.
- **Снижение уровня конкуренции: уменьшение числа заявок на закупку**
Среднее количество заявок на одну закупку снизилось до 2,59 по сравнению с 2,74 в предыдущем году. Это особенно заметно в сфере федеральных закупок. Несмотря на снижение уровня конкуренции, участие малого бизнеса и самозанятых граждан увеличилось: число субъектов малого и среднего предпринимательства в реестре участников закупок возросло на 9%, а количество самозанятых достигло рекордного роста в 42%.
- **Рост применения независимых гарантий**
Более 99% принятых заказчиками независимых гарантий соответствовали новым типовым требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1397. Это свидетельствует о стабилизации практики применения банковских гарантий в качестве обеспечения заявок и контрактов.
- **Заключение**
Закупочная система в I квартале 2025 года продемонстрировала рост финансовых объемов при одновременном снижении числа процедур и уровня конкуренции. Расширение возможностей для малого бизнеса, активизация закупок через электронные механизмы и законодательные реформы создают устойчивую основу для дальнейшего развития контрактной системы.
другие материалы
-
Закупка без конкурентных процедур может быть признана ничтожной сделкой30.04.2025Верховный суд Российской Федерации подтвердил выводы нижестоящих судов о том, что госконтракт на капитальный ремонт помещений поликлиники, заключенный в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без проведения конкурентных процедур с единственным поставщиком (подрядчиком) по постановлению правительства субъекта РФ, может быть признан ничтожной сделкой
-
Поставщик не виноват если суд отказал во взыскании неустойки за срыв поставки недоброкачественного медизделия17.04.2025Суды трех инстанций отклонили иск госзаказчика о взыскании неустойки с поставщика медицинского оборудования. Конфликт возник после расторжения контракта на поставку аппарата УЗИ, который был признан недоброкачественным Росздравнадзором. Контракт был расторгнут по взаимному соглашению сторон, при этом в документе не было заявлено никаких претензий, а в акте сверки указано отсутствие взаимных денежных обязательств
-
Минфин пояснил, кто может от имени участников выполнять юридически значимые действия в ЕИС по Закону N 44-ФЗ21.11.2024В письме Министерства финансов Российской Федерации от 26 сентября 2024 года N 24-06-06/92792 разъясняются важные аспекты, касающиеся участия в электронных закупках. Во-первых, для участия в электронных и закрытых процедурах закупки участник обязан пройти регистрацию в Единой информационной системе (ЕИС) и получить аккредитацию на соответствующих электронных площадках