Несмотря на то, что национальный режим в закупках вытеснил все остальное на второй план, есть проблемы, актуальность которых не снижается. В частности, таковой является проблема закупок медицинского оборудования, описание которых ограничено позицией КТРУ, не содержащей необходимых заказчику характеристик. Типичный пример – требование о совместимости.
В 2025 году антимонопольная практика сделал шаг навстречу заказчикам, признавая требование о совместимости правомерным даже в ситуации, когда такая характеристика отсутствует в позиции КТРУ. А причиной тому стало письмо Минфина РФ от 03.09.2024 № 24-03-09/83434.
Регулятор указал, что требование о совместимости не является характеристикой, поэтому в позиции КТРУ на мед оборудование включаться не будет.
Это дает заказчикам возможность установить требование о совместимости с имеющимся оборудованием или программным обеспечением, указывая, что регулятор не усматривает в этом нарушения п. 5 Правил использования КТРУ, а также добиться поставки товара с обоснованно необходимыми характеристиками.
Примеры реализации такого подхода начали появляться, как грибы после дождя (см. решения Вологодского УФАС России от 19.06.2025 № 035/06/105-521/2025, Иркутского УФАС России от 03.04.2025 по закупке№ 0134200000125001033, Приморского УФАС России от 12.11.2024 № 025/06/50-1153/2024 и др.), что можно только приветствовать.
Также антимонопольная практика поддержала позицию АС Восточно-Сибирского округа о том, что п. 5 Правил использования КТРУ не исключает право заказчика на указание товарного знака в описании объекта закупки. Так, комиссия Калининградского УФАС России поддержала позицию заказчика и признала указание на товарный знак правомерным (см. решение Калининградского УФАС Россииот 24.06.2025 № 039/06/33-624/2025). Фактически это частный случай совместимости: когда в эксплуатационной документации имеется указание на товарный знак. И в судебной практике появился очередной прецедент законного неприменения позиции КТРУ с неподходящими для заказчика характеристиками.
Пример.
Заказчик осуществлял закупку светильника операционного. В имеющихся в КТРУ позициях было недостаточно, по мнению заказчика, характеристик для закупки товара, отвечающего потребностям заказчика. Он осуществил закупку с указанием на код ОКПД2. Поступила жалоба, антимонопольный орган признал жалобу обоснованной. Заказчик обратился в суд. Суд признал решение УФАС незаконным, поскольку:
- Позиции КТРУ не содержали значимых для заказчика характеристики (индекс цветопередачи(заказчику необходимо приобрести оборудование с индексом не менее 95), глубина освещения (заказчику необходимо приобрести оборудование с глубиной освещения не менее 1 000 мм), теневое разбавление);
- Указанные характеристики были впоследствии дополнены в позицию КТРУ, что подтверждает их значимость;
- Суд учел принцип эффективности и результативности закупок (ст. 6, 12 Закона №44-ФЗ);
- УФАС не представил доказательств необоснованного ограничения количества участников закупки.
См. постановление Девятнадцатого ААС от 11.04.2025 по делу N А48-11365/2024
Несмотря на то, что правоприменительная практика по данному вопросу сохраняет про заявительский подход, голос заказчиков в принятых контрольными органами и судами решениях звучит все отчетливей.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Корректировка контрактов возможна при изменении условий, влияющих на выполнение обязательств20.11.2024В письме, подготовленном специалистами Министерства финансов Российской Федерации, подчеркивается, что Закон N 44-ФЗ не устанавливает конкретных параметров качества и технических характеристик товаров, работ и услуг, которые могут считаться улучшенными по сравнению с теми, что указаны в контракте. Представители министерства отмечают, что товары, работы и услуги с улучшенными характеристиками должны соответствовать стандартам, не ниже установленных в контракте -
Необходимо уточнить некоторые детали запроса котировок21.12.20231. Заказчик не имеет права увеличивать количество товара при заключении контракта по результатам запроса котировок. Согласно статье 51 Закона №44-ФЗ, заключение контракта после проведения электронного запроса котировок осуществляется в соответствии с установленным порядком. В данном случае, заказчик не может осуществлять действия, предусмотренные пунктом 2 части 2 указанной статьи, которые позволяют увеличить количество поставляемого товара (согласно пункту 4 части 6 статьи 50 Закона №44-ФЗ). 2 -
Крымское УФАС пресекло ограничения конкуренции при закупке медицинских перчаток23.04.2025Комиссия Крымского УФАС России удовлетворила жалобу компании «Медконтинент» на действия ГБУЗ РК «Судакская городская больница» в ходе проведения электронного аукциона. Антимонопольный орган установил, что заказчик предъявил чрезмерные требования к характеристикам закупаемой продукции


