Прокурор потребовал признать недействительными два контракта на благоустройство, которые заключили с единственным поставщиком. В действиях заказчика увидели дробление закупки с целью ухода от конкурентных процедур.
Апелляция и кассация признали сделки недействительными, но не взыскали оплату:
- подрядчик добросовестно выполнил работы. Их приняли без замечаний. Соразмерное встречное представление сторон исключает неосновательное обогащение контрагента;
- поскольку вернуть результат работ нельзя, взыскание оплаты позволило бы заказчику извлечь выгоду из своего же недобросовестного поведения. Именно он нарушил Закон N 44-ФЗ, однако финансовую ответственность возлагают на подрядчика, который свои обязательства выполнил;
- факт дробления закупки не означает, что контрагент осознанно заключал контракты в обход конкурентных процедур. Осведомленность подрядчика о том, что он выполняет работы по недействительным сделкам, не доказали.
К похожим выводам АС Поволжского округа приходил и ранее.
Отметим, по мнению Минфина, Закон N 44-ФЗ не запрещает совершать несколько одноименных малых закупок у единственного поставщика. Однако в практике есть пример, когда суд отклонил ссылку на эту позицию.
Документы: Постановление АС Поволжского округа от 28.08.2023 по делу N А55-25724/2022
другие материалы
-
Представление отчета по закупкам за III квартал 202401.11.2024В отчете Министерства финансов Российской Федерации за третий квартал 2024 года представлены результаты закупочной деятельности, в которых отмечается рост объемов извещений, активизация использования электронных торговых площадок, увеличение участия малого бизнеса, а также введение законодательных инициатив, направленных на поддержку отечественных производителей и повышение прозрачности процедур. Основные показатели отчета Минфина по государственным закупкам за третий квартал 2024 года: 1
-
Акт приемки подтверждает соответствие участника закупки дополнительным требованиям и позволяет определить стоимость выполненных работ27.11.2024Согласно части 2.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ, если при организации конкурентных закупок сумма начальных (максимальных) цен контрактов составляет 20 миллионов рублей и более, заказчик должен учесть дополнительные требования. Это касается случаев, когда проводятся совместные конкурсы или аукционы
-
ПАО «Ростелеком» будет заниматься разработкой, модернизацией и поддержкой информационных систем20.12.2024Правительство Российской Федерации приняло соответствующие распоряжения. Закупки будут осуществлены Министерством цифрового развития и Социальным фондом России в 2024-2025 годах. Данные мероприятия относятся к реализации государственной программы «Информационное общество» и Единой информационной системы «Соцстрах», связанной с выплатами гражданам. Заключаемые контракты с единственным исполнителем должны быть выполнены до конца 2025 года