Дробление закупки - это снижение заказчиком объёма запланированной процедуры, сопровождающееся уменьшением начальной цены, и заключение нескольких договоров с единственным поставщиком.
Факт дробления закупки, как правило, вызывает вопросы контролирующих органов. Если заказчиком не будет доказано наличие препятствий, помешавших ему провести конкурентные закупки, и не обоснована причина дробления - это чревато для него проблемами.
Закон 223-ФЗ прямо не запрещает дробить закупки, но делать это с целью провести закупку у единственного поставщика всё-таки не стоит. Существует законодательные нормы, которыми руководствуются суд и контрольные органы при вынесении решения о раздробленных закупках. Заказчиками должны быть выполнены следующие условия:
- публикация в срок информации о закупках;
- отсутствие ограничения конкуренции и соблюдение прав всех участников закупки;
- сокращение собственных издержек и эффективный расход средств на свои нужды;
- не должны выдвигаться несоизмеримые требования участником, согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
При рассмотрении поступающих на заказчика жалоб руководствуются Федеральным законом о защите конкуренции от 26.07.2006 № 135-ФЗ, запрещающим ограничение конкуренции в торговых способах и запросах, и безосновательное создание преимуществ (ч. 1 ст. 17 135-ФЗ). Это правило распространяется как на государственные, так и на коммерческие закупки (ч. 5 ст. 17 135-ФЗ).
Отсутствие прямого запрета в 223-ФЗ на заключение нескольких договоров до 100 тысяч рублей в некоторых случаях позволяет заказчикам избежать штрафа. Чтобы обойтись без штрафных санкций, заказчик должен доказать, что к дроблению закупки имелись объективные причины и что предмет закупки не является идентичным.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
ФАС России подводит итоги контрольной деятельности в области закупок за прошлый год28.01.2025Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России в 2024 году зарегистрировала 39 201 жалобу от участников закупок, что на 27,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Из общего числа поступивших жалоб по существу было рассмотрено 31 769. Это на 31% меньше, чем в предыдущем году. Снижение количества рассматриваемых жалоб обусловлено тем, что с 2024 года ФАС перестала принимать обращения от «профессиональных жалобщиков -
Каким образом следует обосновывать использование дополнительных характеристик, не описанных в КТРУ?19.03.2024В соответствии с законодательством требования к форме и содержанию обоснования не установлены. Согласно Правилам использования КТРУ, заказчик имеет право указать в извещении о закупке дополнительную информацию и свойства товара, работы, услуги, не предусмотренные в каталоге, в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ. В случае предоставления такой информации заказчик обязан обосновать необходимость ее использования. Правила использования каталога не определяют форму и содержание обоснования, поэтому заказчик самостоятельно составляет его -
Презентация ФАС России с актуальными ответами по Закону №44-ФЗ03.02.2024Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела регулярное совещание, посвященное вопросам применения Закона №44-ФЗ. На данном совещании были рассмотрены следующие вопросы: применение национального режима, проблемы структурированных заявок, установление дополнительных требований к участникам закупок, привлечение заказчиков к административной ответственности и другие вопросы. ФАС России представила свои правовые позиции в формате презентации с использованием метода «вопрос-ответ


