Комиссия заказчика по осуществлению закупок одобрила заключение договора с единственным исполнителем для выполнения работ. Однако один из членов комиссии имел личную заинтересованность в сделке, так как являлся участником компании-исполнителя.
Прокурор оспорил этот договор в суде и потребовал возврата денежных средств, полученных компанией от заказчика.
Суды первой и апелляционной инстанций признали сделку ничтожной, но отказали в реституции, указав на то, что договор был исполнен обеими сторонами. Судьи отметили, что вернуть результат работ исполнителю невозможно, а возврат денежных средств заказчику без встречной компенсации нарушит баланс интересов.
Однако кассационная инстанция не согласилась с выводами нижестоящих судов и подчеркнула следующее:
- Суд имеет право не применять последствия недействительности сделки, если это противоречит основам правопорядка или нравственности (п. 4 ст. 167 Гражданского кодекса РФ).
- Признание договора ничтожным, заключённого с явным нарушением требований Закона № 223-ФЗ, указывает на то, что работы были выполнены в отсутствии законного договора.
- Договор был заключён при недобросовестном поведении сторон с целью обхода закона и нарушением принципов конкуренции и публичных интересов, что делает такую сделку ничтожной.
- Неправильный вывод судов о невозможности применения реституции фактически позволяет исполнителю, нарушившему публичный правопорядок, извлекать выгоду из своего незаконного поведения.
В результате суд признал сделку ничтожной и взыскал с исполнителя оплату за выполненные работы, которые были осуществлены без надлежащего договора.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 23.04.2025 по Делу А05-1204/2024
Источник: Фабрикант
другие материалы
-
Минпромторг утвердил регламент информационного взаимодействия для участников процесса каталогизации24.01.2025Установлены требования к информационным технологиям, обеспечивающим формирование, ведение и актуализацию федерального каталога продукции для федеральных нужд. Информационное взаимодействие участников процесса каталогизации будет осуществляться с применением комплексов автоматизации. В случае отсутствия таковых, возможно использование электронных носителей, телефонной связи и других средств коммуникации. Закреплены требования к форматам передаваемых документов и сведений, а также определён перечень направляемых данных
-
Минфин разъяснил основания для неприменения запрета на иностранные товары согласно постановлению 187507.03.2025В соответствии с подпунктом «и» пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 года № 1875, заказчики могут не применять запрет на закупку товаров, если осуществляется приобретение товаров, не относящихся к программному обеспечению и группам товаров, указанным в позициях 17, 27, 35, 53, 140, 141, 144 и 146 приложения № 1 к данному постановлению
-
Изменен порядок определения нормативных затрат на функции государственных органов и внебюджетных фондов РФ02.01.2024Постановлением Правительства РФ от 21.12.2023 г. № 2224 изменено постановление Правительства РФ от 20.10.2014 г. N 1084. Документ: Постановление Правительства РФ от 21.12.2023 г. № 2224