Комиссия заказчика по осуществлению закупок одобрила заключение договора с единственным исполнителем для выполнения работ. Однако один из членов комиссии имел личную заинтересованность в сделке, так как являлся участником компании-исполнителя.
Прокурор оспорил этот договор в суде и потребовал возврата денежных средств, полученных компанией от заказчика.
Суды первой и апелляционной инстанций признали сделку ничтожной, но отказали в реституции, указав на то, что договор был исполнен обеими сторонами. Судьи отметили, что вернуть результат работ исполнителю невозможно, а возврат денежных средств заказчику без встречной компенсации нарушит баланс интересов.
Однако кассационная инстанция не согласилась с выводами нижестоящих судов и подчеркнула следующее:
- Суд имеет право не применять последствия недействительности сделки, если это противоречит основам правопорядка или нравственности (п. 4 ст. 167 Гражданского кодекса РФ).
- Признание договора ничтожным, заключённого с явным нарушением требований Закона № 223-ФЗ, указывает на то, что работы были выполнены в отсутствии законного договора.
- Договор был заключён при недобросовестном поведении сторон с целью обхода закона и нарушением принципов конкуренции и публичных интересов, что делает такую сделку ничтожной.
- Неправильный вывод судов о невозможности применения реституции фактически позволяет исполнителю, нарушившему публичный правопорядок, извлекать выгоду из своего незаконного поведения.
В результате суд признал сделку ничтожной и взыскал с исполнителя оплату за выполненные работы, которые были осуществлены без надлежащего договора.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 23.04.2025 по Делу А05-1204/2024
Источник: Фабрикант
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Минобороны объяснило, как применять постановление Правительства №1875 от 23.12.2024 в закупках по гособоронзаказу15.08.2025Ведомство информирует, что в пункте 1 постановления № 1875 установлен запрет на осуществление закупок в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) товаров иностранного происхождения, а также работ и услуг, выполняемых иностранными лицами. Данный запрет распространяется на государственные заказчики по ГОЗ и всех исполнителей в цепочке кооперации головного исполнителя. Исключения из данного запрета предусмотрены в пункте 5 постановления № 1875 -
Центральный Банк запустил общедоступный сервис для проверки риска контрагентов08.10.2024Новый инструмент предназначен для проверки организаций и индивидуальных предпринимателей на соответствие законодательству в области противодействия отмыванию денег -
Минфин разъяснил порядок подтверждения российского происхождения товаров по 223-ФЗ при отсутствии данных в реестре РРПП01.11.2025Министерство финансов Российской Федерации разъяснило порядок подтверждения российского происхождения товаров для заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, при отсутствии таких товаров в Реестре российской промышленной продукции (РРПП)


