Комиссия заказчика по осуществлению закупок одобрила заключение договора с единственным исполнителем для выполнения работ. Однако один из членов комиссии имел личную заинтересованность в сделке, так как являлся участником компании-исполнителя.
Прокурор оспорил этот договор в суде и потребовал возврата денежных средств, полученных компанией от заказчика.
Суды первой и апелляционной инстанций признали сделку ничтожной, но отказали в реституции, указав на то, что договор был исполнен обеими сторонами. Судьи отметили, что вернуть результат работ исполнителю невозможно, а возврат денежных средств заказчику без встречной компенсации нарушит баланс интересов.
Однако кассационная инстанция не согласилась с выводами нижестоящих судов и подчеркнула следующее:
- Суд имеет право не применять последствия недействительности сделки, если это противоречит основам правопорядка или нравственности (п. 4 ст. 167 Гражданского кодекса РФ).
- Признание договора ничтожным, заключённого с явным нарушением требований Закона № 223-ФЗ, указывает на то, что работы были выполнены в отсутствии законного договора.
- Договор был заключён при недобросовестном поведении сторон с целью обхода закона и нарушением принципов конкуренции и публичных интересов, что делает такую сделку ничтожной.
- Неправильный вывод судов о невозможности применения реституции фактически позволяет исполнителю, нарушившему публичный правопорядок, извлекать выгоду из своего незаконного поведения.
В результате суд признал сделку ничтожной и взыскал с исполнителя оплату за выполненные работы, которые были осуществлены без надлежащего договора.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 23.04.2025 по Делу А05-1204/2024
Источник: Фабрикант
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Право на преимущества в закупках есть и у «дочек» региональных отделений организаций инвалидов28.05.2025Верховный суд Российской Федерации подтвердил право хозяйственного общества, созданного региональным отделением общероссийской общественной организации инвалидов, на получение преференций при участии в закупках, регулируемых 44-ФЗ. Контрольный орган ранее пришёл к выводу о наличии недостоверных сведений в декларации участника закупки, который указал на принадлежность к организациям инвалидов
-
ФАС России уточняет правила описания объекта при неконкурентной закупке13.12.2023Уведомляем вас о том, что при проведении неконкурентных закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ не существует специальных требований к описанию объекта закупки. Правила описания объекта, установленные в пункте 6.1 статьи 3 этого Закона, относятся исключительно к случаям конкурентных закупок. В случае неконкурентных закупок их особенности и способы определения устанавливаются самостоятельно заказчиком в положении о закупке
-
Изменен порядок определения нормативных затрат на функции государственных органов и внебюджетных фондов РФ02.01.2024Постановлением Правительства РФ от 21.12.2023 г. № 2224 изменено постановление Правительства РФ от 20.10.2014 г. N 1084. Документ: Постановление Правительства РФ от 21.12.2023 г. № 2224