Минстрой Российской Федерации в письме от 18 октября 2024 года № 61052-ОС/02 разъяснил следующие ключевые аспекты, касающиеся участников закупок на выполнение одновременных работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства:
1. Участники таких закупок должны иметь членство в реестре саморегулируемых организаций (СРО) в области строительства, а также в реестре СРО, занимающихся инженерными изысканиями и архитектурно-строительным проектированием.
2. В случае, если заказчик не укажет данное требование в документации о единой закупке, существует риск непредусмотренных бюджетных выплат при возникновении ущерба, вызванного недостатками работ. Это связано с тем, что в таких ситуациях может быть невозможным регрессное требование к СРО соответствующего профиля.
3. Более того, отсутствие членства в СРО может привести к невозможности получения компенсации из средств компенсационного фонда за ущерб, причинённый ненадлежащим исполнением обязательств членом СРО по договору генподряда, заключенному по результатам единой закупки, что также затрудняет возврат средств в бюджет.
Однако Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России придерживается иной позиции. В письме ФАС России от 11 июля 2023 года № МШ/54828/23 указано, что в процессе проведения закупки, охватывающей одновременно проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, заказчик обязан установить требование к участникам о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, когда такое членство не требуется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Если предметом закупки являются работы по разработке проектной документации и проведению инженерных изысканий, заказчик также должен предусмотреть требование о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования. Это условие согласуется с необходимостью соблюдения принципа обеспечения конкуренции, который запрещает установление требований, приводящих к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Таким образом, по мнению ФАС России, дляучастников закупок, охватывающих одновременно инженерные изыскания, проектирование и строительные работы, наличие членства в соответствующих саморегулируемых организациях является обязательным требованием, если это не противоречит нормам Гражданского кодекса.
Следовательно, заказчики должны четко прописывать в документации условия участия, чтобы обеспечить соответствие требованиям законодательства и избежать возможных финансовых рисков. Это также способствует поддержанию конкурентной среды на рынке и предотвращению ситуаций, когда недостатки в работе могут привести к дополнительным расходам для бюджета.
Важно отметить, что позиция Минстроя и ФАС подчеркивает необходимость согласования требований к участникам закупок с учетом специфики выполняемых работ, что позволит избежать правовых коллизий и обеспечить защиту интересов как заказчиков, так и исполнителей.
Документ: Письмо Минстроя России от 18.10.2024 № 61052-ОС/02
Документ: Письмо ФАС России от 11 июля 2023 г. N МШ/54828/23
другие материалы
-
Методика определения затрат на функции технического заказчика была изменена19.02.202415 января 2024 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ был опубликован приказ № 13/пр от 16 февраля 2024 года. В документе внесены изменения в Методику определения затрат на функции технического заказчика, утвержденную приказом № 297/пр от 02 июня 2020 года. Изменения касаются уточнения порядка расчета затрат и корректировки перечня функций технического заказчика. Приказ вступает в силу через 10 дней после его публикации
-
Срок действия гарантии по Закону №44-ФЗ ограничен20.01.2024Срок действия независимой гарантии определяется участником закупки в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ. Если заявка обеспечена, то срок гарантии должен быть не менее одного месяца с момента окончания срока подачи заявок в соответствии с Частью 4 статьи 44 Закона №44-ФЗ. Если срок гарантии меньше указанного, заказчик отказывает в принятии независимой гарантии, что приводит к отклонению заявки на участие в закупке
-
Произведены изменения в правила заключения, изменения и прекращения специальных инвестиционных контрактов04.03.2024Приказом Правительства РФ от 28.02.2024 г. № 457-р Коммерческий Банк «ЛОКО-Банк» (АО) включен в список банков, в которых размещаются средства для участия в закупках по закону № 44-ФЗ. Этот список утвержден приказом Правительства РФ от 13.07.2018 г. № 1451-р и насчитывает 24 банка