Минстрой Российской Федерации в письме от 18 октября 2024 года № 61052-ОС/02 разъяснил следующие ключевые аспекты, касающиеся участников закупок на выполнение одновременных работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства:
1. Участники таких закупок должны иметь членство в реестре саморегулируемых организаций (СРО) в области строительства, а также в реестре СРО, занимающихся инженерными изысканиями и архитектурно-строительным проектированием.
2. В случае, если заказчик не укажет данное требование в документации о единой закупке, существует риск непредусмотренных бюджетных выплат при возникновении ущерба, вызванного недостатками работ. Это связано с тем, что в таких ситуациях может быть невозможным регрессное требование к СРО соответствующего профиля.
3. Более того, отсутствие членства в СРО может привести к невозможности получения компенсации из средств компенсационного фонда за ущерб, причинённый ненадлежащим исполнением обязательств членом СРО по договору генподряда, заключенному по результатам единой закупки, что также затрудняет возврат средств в бюджет.
Однако Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России придерживается иной позиции. В письме ФАС России от 11 июля 2023 года № МШ/54828/23 указано, что в процессе проведения закупки, охватывающей одновременно проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, заказчик обязан установить требование к участникам о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, когда такое членство не требуется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Если предметом закупки являются работы по разработке проектной документации и проведению инженерных изысканий, заказчик также должен предусмотреть требование о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования. Это условие согласуется с необходимостью соблюдения принципа обеспечения конкуренции, который запрещает установление требований, приводящих к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Таким образом, по мнению ФАС России, дляучастников закупок, охватывающих одновременно инженерные изыскания, проектирование и строительные работы, наличие членства в соответствующих саморегулируемых организациях является обязательным требованием, если это не противоречит нормам Гражданского кодекса.
Следовательно, заказчики должны четко прописывать в документации условия участия, чтобы обеспечить соответствие требованиям законодательства и избежать возможных финансовых рисков. Это также способствует поддержанию конкурентной среды на рынке и предотвращению ситуаций, когда недостатки в работе могут привести к дополнительным расходам для бюджета.
Важно отметить, что позиция Минстроя и ФАС подчеркивает необходимость согласования требований к участникам закупок с учетом специфики выполняемых работ, что позволит избежать правовых коллизий и обеспечить защиту интересов как заказчиков, так и исполнителей.
Документ: Письмо Минстроя России от 18.10.2024 № 61052-ОС/02
Документ: Письмо ФАС России от 11 июля 2023 г. N МШ/54828/23
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
- 
										
											
Одобрение крупной сделки от ИП29.09.2024В соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальные предприниматели не обязаны предоставлять решение об одобрении крупной сделки при участии в закупках - 
										
											
Внесены изменения в правительственные акты относительно оформления независимых гарантий и требований к банкам-гарантам10.01.2025Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2024 года № 1907 внесены изменения в следующие документы: - Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2021 года № 2369, которое устанавливает требования к гарантам (банкам, фондам) в рамках госзакупок; - Типовую форму независимой гарантии, утвержденную постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 года № 1005. Данные изменения направлены на приведение отечественного законодательства в соответствие с Соглашением от 29 августа 2023 года о взаимном признании банковских - 
										
											
При закупках аттракционов будет применяться защитная мера в форме ограничения22.08.2025Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработан проект поправок к постановлению Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 года № 1875. В документ вносится дополнение в приложение № 2, предусматривающее включение новых товаров с кодом ОКПД2 28.99.32, а именно: аттракционов механизированных поступательного, вращательного и сложного движения. В случае утверждения проекта ограничение на закупку иностранной продукции по данным позициям будет применяться к закупкам, размещённым с 1 января 2026 года 


