Минстрой Российской Федерации в письме от 18 октября 2024 года № 61052-ОС/02 разъяснил следующие ключевые аспекты, касающиеся участников закупок на выполнение одновременных работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства:
1. Участники таких закупок должны иметь членство в реестре саморегулируемых организаций (СРО) в области строительства, а также в реестре СРО, занимающихся инженерными изысканиями и архитектурно-строительным проектированием.
2. В случае, если заказчик не укажет данное требование в документации о единой закупке, существует риск непредусмотренных бюджетных выплат при возникновении ущерба, вызванного недостатками работ. Это связано с тем, что в таких ситуациях может быть невозможным регрессное требование к СРО соответствующего профиля.
3. Более того, отсутствие членства в СРО может привести к невозможности получения компенсации из средств компенсационного фонда за ущерб, причинённый ненадлежащим исполнением обязательств членом СРО по договору генподряда, заключенному по результатам единой закупки, что также затрудняет возврат средств в бюджет.
Однако Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России придерживается иной позиции. В письме ФАС России от 11 июля 2023 года № МШ/54828/23 указано, что в процессе проведения закупки, охватывающей одновременно проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, заказчик обязан установить требование к участникам о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, когда такое членство не требуется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Если предметом закупки являются работы по разработке проектной документации и проведению инженерных изысканий, заказчик также должен предусмотреть требование о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования. Это условие согласуется с необходимостью соблюдения принципа обеспечения конкуренции, который запрещает установление требований, приводящих к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Таким образом, по мнению ФАС России, дляучастников закупок, охватывающих одновременно инженерные изыскания, проектирование и строительные работы, наличие членства в соответствующих саморегулируемых организациях является обязательным требованием, если это не противоречит нормам Гражданского кодекса.
Следовательно, заказчики должны четко прописывать в документации условия участия, чтобы обеспечить соответствие требованиям законодательства и избежать возможных финансовых рисков. Это также способствует поддержанию конкурентной среды на рынке и предотвращению ситуаций, когда недостатки в работе могут привести к дополнительным расходам для бюджета.
Важно отметить, что позиция Минстроя и ФАС подчеркивает необходимость согласования требований к участникам закупок с учетом специфики выполняемых работ, что позволит избежать правовых коллизий и обеспечить защиту интересов как заказчиков, так и исполнителей.
Документ: Письмо Минстроя России от 18.10.2024 № 61052-ОС/02
Документ: Письмо ФАС России от 11 июля 2023 г. N МШ/54828/23
другие материалы
-
Каким образом следует обосновывать использование дополнительных характеристик, не описанных в КТРУ?19.03.2024В соответствии с законодательством требования к форме и содержанию обоснования не установлены. Согласно Правилам использования КТРУ, заказчик имеет право указать в извещении о закупке дополнительную информацию и свойства товара, работы, услуги, не предусмотренные в каталоге, в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ. В случае предоставления такой информации заказчик обязан обосновать необходимость ее использования. Правила использования каталога не определяют форму и содержание обоснования, поэтому заказчик самостоятельно составляет его
-
Обзор изменений в 223-ФЗ, касающихся унификации национального режима30.11.2024В рамках Единой информационной системы (ЕИС) осуществляется обновление типовых положений, включая внедрение разделов, касающихся национального режима. Это свидетельствует о подготовке заказчиков, действующих в соответствии с 223-ФЗ, к значительным изменениям в сфере национального регулирования. В данном обзоре рассмотрим ключевые изменения, внесенные в 223-ФЗ Федеральным законом № 318-ФЗ от 08.08.2024. 1
-
Предлагается изменить правила казначейского сопровождения13.03.2024По новому проекту постановления Правительства РФ 01/01/02-24/00145978 предлагается внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2021 года № 2024. Основные моменты проекта включают: - изменения в отношении контрактов и договоров на закупку товаров, работ и услуг бюджетными и автономными учреждениями при финансировании за счет средств, требующих казначейского сопровождения;- установление особых условий ведения и использования лицевого счета при казначейском сопровождении целевых средств, полученных по