В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, цена контракта определяется как твердая и остается неизменной на протяжении всего срока его исполнения. Изменение условий контракта не допускается, за исключением случаев, которые предусмотрены статьями 34 и 95 данного закона.
В пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года, подчеркивается, что закон устанавливает ограничения на изменение цены контракта как для поставщика, так и для заказчика. Эти ограничения обусловлены тем, что выбор поставщика осуществляется на основании торгов, где участники заранее предлагают условия поставки, а победитель определяется на основе предложенных условий.
Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 27 августа 2024 года по делу № А08-13785/2022 отметил, что к дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, могут быть отнесены лишь те работы, которые не могли быть учтены в технической документации на момент подготовки и заключения контракта, но обязательны для выполнения, поскольку без них подрядчик не сможет приступить к другим работам или завершить уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию.
Согласно пункту 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик обязан уведомить заказчика о необходимости проведения дополнительных работ, которые не были учтены в технической документации и которые увеличивают сметную стоимость строительства объекта. При этом подрядчик, не выполнивший данное обязательство, теряет право на оплату дополнительных работ и возмещение убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, например, для предотвращения гибели или повреждения объекта строительства (пункт 4 статьи 743 ГК РФ).
Таким образом, дополнительные работы в рамках государственного или муниципального контракта подлежат оплате только в случае согласования данных работ с заказчиком с увеличением стоимости контракта в пределах, установленных законом, либо при наличии доказательств объективной необходимости их срочного выполнения, если их невыполнение угрожает целостности и прочности результата выполнения работ.
Эту позицию поддержал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 30 октября 2024 года № 310-ЭС24-18730, где также акцентировалось внимание на необходимости соблюдения порядка изменения условий контракта, установленного законодательством. Суд отметил, что любые изменения в контракте, включая стоимость, должны быть обоснованы и согласованы сторонами, а также соответствовать требованиям закона.
Важным аспектом является то, что подрядчик должен заранее уведомить заказчика о необходимости дополнительных работ. Если такие работы не были предусмотрены изначально и их выполнение критически необходимо для завершения проекта, подрядчик должен документально подтвердить необходимость этих работ и их связь с основным контрактом.
Таким образом, при возникновении необходимости в изменении условий контракта, включая цену, стороны должны строго следовать установленным законодательным процедурам и требованиям, что позволит избежать споров и защитить интересы как заказчика, так и подрядчика.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Правительство РФ определило единственного исполнителя по закупкам12.03.2025Общество с ограниченной ответственностью «Цифровые медицинские сервисы» станет исполнителем соответствующих закупок, которые будут проведены Министерством здравоохранения в 2025 и 2026 годах. Завершение контрактов предусмотрено до 31 декабря 2026 года. Данная компания обеспечит функционирование подсистем Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)
-
ДРКСКК обновлены рекомендуемые формы требований к заявкам участников11.07.2025Департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края сообщает об обновлении рекомендуемых форм документа «Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке» в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ
-
Договоры субподряда не могут подтвердить опыт для госзакупок12.11.2024Верховный суд Российской Федерации пришёл к выводу о том, что договор субподряда не может служить доказательством соответствия дополнительным требованиям, поскольку он не был заключён и исполнён в соответствии с требованиями законодательства о закупках и не соответствует нормам, установленным в постановлении № 2571. Суть спора заключается в следующем: Заказчик осуществлял закупку в соответствии с 44-ФЗ на содержание автомобильных дорог, при этом были установлены дополнительные требования по позиции 18 Раздела III Постановления Правительства