В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, цена контракта определяется как твердая и остается неизменной на протяжении всего срока его исполнения. Изменение условий контракта не допускается, за исключением случаев, которые предусмотрены статьями 34 и 95 данного закона.
В пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года, подчеркивается, что закон устанавливает ограничения на изменение цены контракта как для поставщика, так и для заказчика. Эти ограничения обусловлены тем, что выбор поставщика осуществляется на основании торгов, где участники заранее предлагают условия поставки, а победитель определяется на основе предложенных условий.
Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 27 августа 2024 года по делу № А08-13785/2022 отметил, что к дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, могут быть отнесены лишь те работы, которые не могли быть учтены в технической документации на момент подготовки и заключения контракта, но обязательны для выполнения, поскольку без них подрядчик не сможет приступить к другим работам или завершить уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию.
Согласно пункту 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик обязан уведомить заказчика о необходимости проведения дополнительных работ, которые не были учтены в технической документации и которые увеличивают сметную стоимость строительства объекта. При этом подрядчик, не выполнивший данное обязательство, теряет право на оплату дополнительных работ и возмещение убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, например, для предотвращения гибели или повреждения объекта строительства (пункт 4 статьи 743 ГК РФ).
Таким образом, дополнительные работы в рамках государственного или муниципального контракта подлежат оплате только в случае согласования данных работ с заказчиком с увеличением стоимости контракта в пределах, установленных законом, либо при наличии доказательств объективной необходимости их срочного выполнения, если их невыполнение угрожает целостности и прочности результата выполнения работ.
Эту позицию поддержал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 30 октября 2024 года № 310-ЭС24-18730, где также акцентировалось внимание на необходимости соблюдения порядка изменения условий контракта, установленного законодательством. Суд отметил, что любые изменения в контракте, включая стоимость, должны быть обоснованы и согласованы сторонами, а также соответствовать требованиям закона.
Важным аспектом является то, что подрядчик должен заранее уведомить заказчика о необходимости дополнительных работ. Если такие работы не были предусмотрены изначально и их выполнение критически необходимо для завершения проекта, подрядчик должен документально подтвердить необходимость этих работ и их связь с основным контрактом.
Таким образом, при возникновении необходимости в изменении условий контракта, включая цену, стороны должны строго следовать установленным законодательным процедурам и требованиям, что позволит избежать споров и защитить интересы как заказчика, так и подрядчика.
другие материалы
-
Госзаказчик не может принимать к оценке часть суммы исполненного контракта25.10.2024В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона №44-ФЗ, извещение о проведении закупки должно содержать, в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах, если иное не предусмотрено данным Законом. Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона №44-ФЗ, для оценки заявок участников закупки заказчик обязан использовать критерий «квалификация участников закупки», который включает наличие финансовых ресурсов, права собственности или иного законного основания на оборудование и другие материальные ресурсы, опыт
-
Минфин разъяснил процедуры закупок до конца 2024 года при превышении плана-графика над лимитами бюджетных обязательств заказчика24.12.2024В соответствии с письмом регулятора сообщаем следующее: В случае необходимости осуществления закупок товаров, работ и услуг до конца 2024 года, при получении обращений от заказчиков о невозможности проведения таких закупок из-за превышения плана-графика закупок над установленными лимитами бюджетных обязательств, Министерство финансов Российской Федерации считает целесообразным рекомендовать Федеральному казначейству внести изменения в реестр контрактов, заключённых заказчиками
-
Минфин России дает разъяснения по применению антидемпинговых мер24.01.2024Министерство финансов Российской Федерации сообщило о том, что антидемпинговые меры, которые предусмотрены статьей 37 Закона №44-ФЗ для проведения конкурсов и аукционов, не будут применяться в случае, если заказчик не требует обеспечение исполнения контракта. Согласно пункту 6.1 статьи 96 Закона №44-ФЗ, заказчик может не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, если в соответствии с российским законодательством расчеты по контракту осуществляются через казначейство