**Часть 4 статьи 34 Закона №44-ФЗ** устанавливает, что в контракте должно содержаться обязательное условие о ответственности как заказчика, так и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных данным контрактом.
**Часть 6 статьи 34 Закона №44-ФЗ** уточняет, что в случае просрочки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, заказчик имеет право направить поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
**Часть 9.1 статьи 34 Закона №44-ФЗ** предоставляет Правительству Российской Федерации полномочия установить случаи и порядок списания начисленных, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту. При этом в данной норме не указаны ограничения, касающиеся периодов неисполнения обязательств.
С целью реализации указанных требований, постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 №783 были разработаны и утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком.
В своем решении от 08.02.2024 №А76-36681/2023 Арбитражный суд Челябинской области установил, что просрочка исполнения обязательств по контракту не влияет на возможность списания неустойки, поскольку под исполнением обязательств в контексте применения постановления №783 понимается полное выполнение обязательств по предмету контракта, а не соблюдение сроков.
Кроме того, отсутствие оплаты подрядчиком начисленной неустойки, а также согласие подрядчика с ее начислением не могут служить основанием для отказа в применении меры государственной поддержки, заключающейся в списании спорной суммы неустойки.
Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 22.08.2024 №Ф09-4165/24 подтвердил вышеуказанное решение суда Челябинской области,поддержав вывод о том, что возможность списания неустойки не зависит от сроков исполнения обязательств по контракту. Суд отметил, что ключевым фактором является фактическое выполнение обязательств, а не их выполнение в срок.
Таким образом, суды подтвердили, что в случае, если подрядчик полностью выполнил свои обязательства по контракту, но с просрочкой, это не препятствует применению механизма списания неустойки, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 №783.
Это решение важно для понимания юридической природы ответственности в рамках контрактной системы и показывает, что важнейшим условием для списания неустойки является не наличие просрочки, а факт выполнения обязательств.
Таким образом, организации, работающие с государственными контрактами, могут рассчитывать на возможность списания неустойки, если они все же исполнили свои обязательства, даже если это произошло с задержкой. Это может служить дополнительным стимулом для выполнения работ и поставок, несмотря на возможные временные трудности.
другие материалы
-
Минфин разъяснил особенности применения нормирования при закупке автотранспорта21.03.2025При проведении закупок автотранспортных средств заказчикам необходимо учитывать следующие положения: - предельные цены на отдельные виды товаров, работ и услуг, установленные в соответствующем ведомственном перечне; - общие правила определения требований к закупаемым товарам, работам и услугам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 года № 926. Также важно отметить, что предельные цены, установленные высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, не должны превышать
-
Минфин и ФАС пояснили порядок указания товарного знака в заявке для участников закупок.25.02.2025В соответствии с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации, изложенными в письме от 23 декабря 2024 года № 24-06-09/129813, следует отметить следующее: - Информация о товарном знаке в заявке формируется путем указания соответствующего товарного знака с использованием электронной площадки, если таковой имеется у товара. - Данные о товарном знаке, а также сведения о правообладателе, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его регистрации и другие соответствующие сведения доступны в
-
Действие закона N 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика медицинских товаров прекращено11.03.2024Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2022 года № 46-ФЗ, с 8 марта 2024 года утратили силу основания для закупки у единственного поставщика, предусмотренные пунктами 5.1, 5.2, 28.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Напомним, что 8 марта 2022 года часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ была дополнена указанными пунктами, согласно которым закупка у единственного поставщика могла осуществляться в случаях: - закупки в электронной форме медицинских изделий и расходных материалов, произведенных единственным производителем на