Верховный суд Российской Федерации поддержал решения нижестоящих судов о том, что вступление в силу Регламента Совета (ЕС) № 2022/428 от 15.03.2022 года, запрещающего (ограничивающего) поставки через территорию ЕС, включая товары из РФ на территорию Калининградской области, и вызванные им последствия, являются обстоятельствами, не зависящими от Поставщика. Эти обстоятельства существенно изменяют условия контракта между Заказчиком и Поставщиком, что обосновывает заключение дополнительного соглашения о продлении срока поставки товара.
Необходимо отметить, что в данной ситуации не начисляется неустойка за задержку поставки товара. Согласно статье 401 Гражданского кодекса РФ, лицо несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства в рамках предпринимательской деятельности, если не докажет, что невозможность надлежащего исполнения вызвана непреодолимой силой — чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами при данных условиях.
К таким обстоятельствам не относятся нарушение обязанностей контрагентов должника, нехватка средств для исполнения обязательства, изменение обстоятельств, на которых основано обязательство, и иные обстоятельства.
Таким образом, в данной ситуации, вызванной действием непреодолимой силы, неустойка за задержку поставки товара не начисляется, и в данном случае обосновано заключение дополнительного соглашения о продлении срока поставки товара.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 15 мая 2024 года № 305-ЭС24-7153 по делу №А40-62202/2023
Документ: Решение АС города Москвы от 26 июня 2023 года по делу №А40-62202/2023
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Утверждены типовые госконтракты в сфере пожарной безопасности23.12.2020С 28 декабря свое действие начинает приказ МЧС об утверждении трех типовых контрактов в сфере пожарной безопасности. -
Минфин разъяснил особенности применения расширенного банковского сопровождения контрактов при привлечении агента для услуг строительного контроля (технического надзора)28.08.2025Министерство финансов в ответ на запрос разъяснило, что обеспечение банком, в том числе с привлечением третьих лиц, оказания агентских услуг при осуществлении строительного контроля, технического (технологического) надзора не подпадает под действие Правил осуществления банковского сопровождения контрактов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 года № 963. Данная деятельность может осуществляться в соответствии с нормами гражданского законодательства -
Определён единственный исполнитель по закупкам работ для развития инфраструктур27.03.2025Минцифры проведет соответствующие закупки в 2025–2026 годах, с возможностью заключения контрактов до 31 декабря 2026 года. Исполнителем работ назначено ПАО «Ростелеком». При этом допускается привлечение соисполнителей и субподрядчиков, при условии, что ПАО «Ростелеком» выполнит не менее 5 % общего объема обязательств по контрактам. Документ: Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2025 № 676-р


