Верховный Суд Российской Федерации подтвердил позицию нижестоящих судов о том, что отсутствие подписания участником государственных закупок проекта контракта в установленный срок, а также непредставление обеспечения его исполнения, являются самостоятельными и безусловными основаниями для включения данных участников в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Согласно статье 51 Федерального закона № 44-ФЗ, участники закупки, whose заявки не были отозваны, обязаны подписать проект государственного контракта, направленный заказчиком, и предоставить обеспечение его исполнения. Арбитражные суды Московского округа также придерживаются аналогичной позиции, что подтверждается решениями по делам №№ А40-98244/2014, А40-50228/2014, А40-59239/2017, А40-184218/2018, А40-209462/2018, А40-117588/2019 и А40-85437/2023.
По мнению Арбитражного суда Московского округа, изложенному в постановлении от 13 мая 2016 года по делу № А40-204155/2015, включение участника закупки в РНП возможно лишь в случае наличия недобросовестного поведения данного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом недобросовестность юридического лица должна оцениваться не по его вине, а исходя из степени заботливости и осмотрительности, требуемой в соответствии с характером обязательства и условиями оборота.
Важно отметить, что уклонение от заключения контракта может проявляться как в форме умышленных действий или бездействия, так и в результате неосторожности, когда участник закупки по небрежности не предпринимает необходимых мер для соблюдения действующих норм и правил (см. определение Верховного Суда РФ от 7 августа 2015 года № 305-КГ15-9489).
Кроме того, действия конкретного физического лица, повлекшие неподписание контракта в установленный срок (включая технические ошибки, невнимательность и неотслеживание информации в единой информационной системе), не могут служить основанием для освобождения соответствующего юридического лица от ответственности. Это особенно актуально в случае отсутствия обоснований для невозможности своевременного предоставленияобеспечения исполнения контракта или подписания документа.
Таким образом, суды подчеркивают, что участники государственных закупок должны проявлять должную осмотрительность и заботливость, чтобы избежать включения в реестр недобросовестных поставщиков. Если участник не исполняет свои обязательства по подписанию контракта или представлению обеспечения, это может подвести его к санкциям, независимо от причин, по которым это произошло.
Важно отметить, что меры, предусмотренные в рамках законодательства о государственных закупках, направлены на обеспечение честной конкуренции и защиту интересов государственных заказчиков. Участники закупок должны быть внимательны к срокам и требованиям, чтобы избежать негативных последствий, связанных с недобросовестным поведением.
Таким образом, для обеспечения успешного участия в государственных закупках необходимо строго следовать установленным требованиям и заблаговременно планировать действия по подписанию контрактов и представлению необходимой документации.
Документ: Определение Верховного Суда от 3 октября 2024 года № 306-ЭС24-16147 по делу № А55-12689/2021
другие материалы
-
29.09.2024Заказчики теперь смогут проводить малые закупки без опасений возникновения штрафов за дробление. В случаях закупок с неопределённым объемом в извещениях не будет необходимости указывать сроки исполнения и цены на отдельные этапы контракта. Также участникам разрешается не предоставлять документы о соответствии единым требованиям, если они уже содержатся в государственных реестрах. Законопроект содержит ряд значительных нововведений. Рассмотрим основные из них: 1
-
25.03.2020Омский УФАС признал наличие нарушений в ходе торгов по охране метромоста и аэропорта «Федоровка» обоснованными.
-
09.11.2020Антимонопольная служба выявила нарушения со стороны заказчика, который не разместил проектную документацию в полном объеме в ЕИС.