Верховный суд Российской Федерации подтвердил позиции нижестоящих судебных инстанций относительно внесения изменений Заказчиком в договор, заключённый в соответствии с 223-ФЗ. Изменение тендерного коэффициента, заменяющего налог на добавленную стоимость (НДС), в случае применения Подрядчиком упрощённой системы налогообложения (УСН) приводит к следующим последствиям:
1. Увеличение цены договора является необоснованным и рассматривается как неосновательное обогащение Подрядчика.
2. Подобные изменения имеют произвольный характер.
3. Данная практика подрывает условия проведённого аукциона, так как основной договор содержал условие о неизменности цены в течение всего срока его действия.
4. Изменения противоречат принципам осуществления закупок, таким как эффективность, обеспечение конкуренции и недопущение злоупотреблений, включая коррупционные практики.
5. Указанные изменения не предусмотрены ни аукционной документацией, ни локальным сметным расчётом, который служит обоснованием начальной максимальной цены контракта (НМЦК), ни условиями самого договора, ни положениями Закона № 223-ФЗ.
Важно отметить, что указание в проекте договора на цену, включая НДС, не нарушает прав участников закупки. Это не возлагает на участника, использующего упрощённую систему налогообложения, обязательство по исчислению и уплате НДС, поскольку такая обязанность возникает только при выставлении налогоплательщиком по своей инициативе счёта-фактуры с выделенной суммой налога, согласно пункту 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 № 17-П.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 170 и пунктам 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ, суммы НДС, предъявленные подрядчику его поставщиками и иными контрагентами при приобретении товаров, работ и услуг, не подлежат вычету у подрядчика, использующего УСН, и учитываются в стоимости указанных товаров, работ и услуг. Это означает, что для подрядчика, применяющего УСН, суммы «НДС, указанные в договорах и счетах-фактурах, не могут быть вычтены, поскольку он не является плательщиком данного налога. Таким образом, все затраты, включающие НДС, становятся частью его себестоимости и, соответственно, влияют на конечную цену контракта.
В связи с этим, изменение цены контракта с учетом НДС для подрядчика, использующего упрощенную систему налогообложения, выглядит не только неправомерно, но и создаёт неравные условия для участников закупки. Такие действия могут привести к искажению конкуренции и нарушению принципов закупок, что противоречит целям обеспечения эффективного расходования бюджетных средств.
Кроме того, суды подчеркивают, что любые изменения условий контракта должны быть обоснованы и соответствовать установленным нормам. Внесение изменений, касающихся цены, должно быть связано с объективными обстоятельствами, а не с произвольными решениями Заказчика. Это важно для поддержания доверия к системе закупок и обеспечения её прозрачности.
Таким образом, любые попытки изменить условия контракта, в частности цену, должны тщательно анализироваться на предмет их законности и соответствия установленным правилам, чтобы избежать возможных правовых последствий и сохранить честность тендерного процесса.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 03 октября 2024 года № 306-ЭС24-16147 по делу № А55-12689/2021
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Участнику возмещаются расходы по банковским гарантиям если госзакупка отменена по вине заказчика04.04.2021В суд обратился участник закупки с требованием взыскать с заказчика убытки.
-
Новый перечень банков, на счета которых вносятся денежные средства для обеспечения заявок18.02.202513 февраля 2025 года было опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации № 316-р, которое дополняет перечень банков, на счета которых вносятся денежные средства для обеспечения заявок на участие в закупках, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. В перечень добавлены следующие кредитные учреждения: - Общество с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк»- Акционерный коммерческий банк «Абсолют Банк» (публичное акционерное общество)- Акционерный коммерческий банк
-
Минздрав создал проект с методикой расчета предельных отпускных цен производителей на лекарства20.02.2025Опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении методики расчета предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». Министерство здравоохранения Российской Федерации планирует обновить методику расчета отпускных цен производителей на препараты из Перечня ЖНВЛП, включая лекарства, произведенные в государствах — членах ЕАЭС. При утверждении, постановление вступит в силу с 1 сентября 2025