**Разъяснения ФАС России и Минфина России по вопросам закупок**
1. **Разъяснения ФАС России относительно описания товара в закупках по Закону № 44-ФЗ**
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России разъяснила, что указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующих о его производителе, без наличия специфики данного товара может создать необоснованные препятствия для участников закупки. Это приводит к сокращению их числа и, как следствие, ограничивает конкуренцию. Объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы набор характеристик товара имел соответствие нескольким производителям, при этом товар должен соответствовать требованиям извещения о закупке. В противном случае это будет нарушением требований статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Однако указание в извещении товарного знака конкретного производителя может быть допустимо в случаях, прямо указанных в пункте 1 части 1 статьи 33 данного Закона.
Документ: Письмо ФАС России от 21.03.2025 г. № 28/26176/25.
2. **Нюансы применения типовой формы независимой гарантии**
ФАС России подчеркнула, что соблюдение типовой формы при составлении независимой гарантии обязательно. В соответствии с примечанием 5 типовой формы срок вступления независимой гарантии в силу может определяться как календарной датой, так и истечением определённого периода времени, а также указанием на событие. Пункт 16 типовой формы устанавливает, что независимая гарантия вступает в силу с момента заключения контракта, для обеспечения исполнения которого она выдана. Следовательно, срок вступления независимой гарантии в силу должен указываться с учетом условий, установленных пунктом 16 типовой формы.
Документ: Письмо ФАС России от 05.03.2025 г. № 28/19569/25.
3. **Позиция Минфина по вопросам применения национального режима в закупках**
В письме Минфина России содержатся ответы на семь вопросов, касающихся Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. № 1875. В частности, разъясняется, что при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием национального режима необходимо учитывать требования, установленные данным Постановлением. При этом важно, чтобы товары, работы и услуги соответствовали критериям, обозначенным в документе, включая происхождение и соответствие требованиям к качеству.
По словам Минфина, если в рамках закупки используется иностранный товар, то необходимо обосновать отказ от применения национального режима. В случае, если организация планирует закупать товары, произведенные за пределами России, то важно предоставить документы, подтверждающие необходимость такого выбора, а также соответствие критериям, прописанным в Постановлении.
Также министерство отметило, что при использовании национального режима необходимо учитывать возможность применения преференций для местных производителей, что может значительно повысить конкурентоспособность отечественных товаров.
4. **Разъяснения по вопросу применения федерального закона «О контрактной системе» в части закупок для нужд обороны**
ФАС России разъяснила, что в случае осуществления закупок для нужд обороны по Федеральному закону «О контрактной системе» необходимо учитывать особенности, предусмотренные статьей 3.3 Закона. В частности, при проведении закупок с использованием закрытой информации необходимо обеспечить защиту такой информации и соблюдение требований по ее разглашению. Важно, чтобы все участники закупки были уведомлены о необходимости соблюдения конфиденциальности информации, связанной с контрактом.
Кроме того, ФАС указала на необходимость соблюдения всех процедур, связанных с проведением закупок, что включает в себя формирование единых требований к участникам, а также анализ и оценку заявок, поступивших в ходе закупки.
Эти разъяснения помогут участникам закупок лучше понимать требования законодательства и обеспечивать соблюдение всех норм в процессе организации закупочной деятельности.
Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp
другие материалы
-
Верховный суд установил критерии, которые определяют наличие сговора между заказчиком и участником закупки11.12.2024Верховный суд Российской Федерации подтвердил выводы нижестоящих судов о наличии признаков сговора Заказчика с участниками закупок, а также о нарушениях части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ. Основные признаки данных нарушений включают следующее: 1. Взаимодействие Заказчика с потенциальными поставщиками до официального опубликования извещения о закупке в Единой информационной системе (ЕИС), а также в процессе проведения закупочных процедур.2. Участие потенциального Поставщика в подготовке аукционной документации.3 -
Казначейство утвердило регламент проведения проверки поставленных товаров с использованием фото и видеотехники на соответствие19.03.2021Утвержден регламент проведения проверки поставленных товаров с использованием фото и видеотехники на соответствие информации по контракту. -
Минздрав утвердил перечень медицинских изделий для оснащения приёмных отделений медицинских организаций, подведомственных органам субъектов РФ15.08.2025Перечень разработан для создания современной инфраструктуры приёмных отделений медицинских организаций в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения». В него включены 124 позиции. На закупку указанных изделий предоставляются субсидии из федерального бюджета с учётом софинансирования региональных расходов. Документ: Приказ Минздрава России от 09.07.2025 № 397н


