Заказчик указал в положении о закупке право приобретения услуг у едпоставщика, в том числе и в случае услуг по организации питания обучающихся.
В суд с требованиями признать данный пункт недействительным обратилась организация. В удовлетворении иска арбитражный суд отказал, как и в кассационной и апелляционной инстанциях. Суды ссылались на то, что учреждение наделено правом самостоятельно определять способы закупки, а включение в положение заказчика случаев закупки у единственного поставщика не противоречит Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В Верховном суде заняли обратную позицию. Так, там посчитали, что право заказчика самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки должно реализовываться с учетом закрепленных в 223-ФЗ целей правового регулирования.
Выбор заказчиком способа закупки, приводящего за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.
Суд также отметил, заказчик должен иметь объективные причины, подтверждающие что проведение торгов является неэффективным или в значительной степени лишает заказчика желаемого результата. В другом случае выбор данного способа определения контрагента считается злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок.
Вывод суда: заказчик незаконно ограничил доступ к участию на конкурентной основе. Соответствующий пункт положения о закупке образовательного учреждения был признан недействительным.
другие материалы
-
04.03.2021Право определять НМЦК по квотируемым закупкам у едпоставщиков на основе рыночных данных получат госзаказчики.
-
13.11.2024Минпромторг России разработал проект поправок к постановлению Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465. В данном проекте предлагается внести уточнения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ), в частности, относительно состава затрат, включаемых в себестоимость товаров. Одним из ключевых факторов, влияющих на возможность значительного изменения условий поставки и производства продукции, станет изменение стоимости приобретения материальных ресурсов
-
22.09.2023Ведомство сообщило: для закупок с доптребованиями и универсальной предквалификацией подойдут в том числе контракты с единственным поставщиком, которые заключили по дополнительным основаниям. Речь идет о сделках по итогам неконкурентных закупок на основании решения правительства или региональных властей. Документ: Письмо Минфина России от 07.09.2023 N 24-06-06/85545